TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Что имеем - сохраним

КАК НИ СТРАННО, ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ В РОССИИ СТАЛО БОЛЬШЕ
МУЗЕЕВ.
В испанской Барселоне прошел под эгидой ЮНЕСКО высший музейный
совет мира, на него приехала представительная делегация из
России. Впервые за последние десять лет нашим музейщикам дали
возможность выступить - на трибуну совета вышла Людмила
КОРОТАЕВА, генеральный директор Вологодского государственного
музея-заповедника. Свое сообщение она сделала на английском.
- Ваш успех в Барселоне - это в определенной мере признание
деятельности музейщиков всей России. О чем вы говорили?
- В моем докладе была попытка дать общую оценку состояния
музейного дела в России. В целом она положительная. Неплохо мы
выглядим и на фоне развития мирового музейного процесса. Коллег
из разных государств, прибывших в Барселону, особенно
интересовали перемены в нашей стране. Культура тоталитарного
режима была общедоступна и обязательна. С исчезновением
идеологической составляющей дотации культуре превратились в
частичную компенсацию затрат на ее содержание. В советскую эпоху
спрос на услуги музеев был гарантирован, а сегодня этого уже
давно нет, далеко не все нашли себя в рыночной ситуации.
Негативный опыт тоже ведь необходим. И вот, казалось бы,
парадокс: государство сократило помощь культуре, а количество
музеев за минувшие десять лет выросло, причем повысился
качественный их уровень. Появились музеи, совершенно не похожие
друг на друга, прежде таких вообще не было. В Тюмени ведут
строительство нового музейного комплекса. Заслуживает поддержки
опыт Самары, Красноярска. Музейщики активно помогают друг другу.
В 30 регионах России они обьединились в творческие союзы,
агентства, ассоциации. В Санкт-Петербурге в прошлом году провели
совещание директора музеев России, идет подготовка к съезду. К
этому побуждают истощение нашей ресурсной базы, слабое
финансирование из бюджета, увеличивающийся разрыв между
немногочисленными музеями-фаворитами и тысячами больших и малых
хранилищ, где сосредоточена основная часть национального
культурного достояния.
- Как выглядит в этом плане вологодский музей?
- Вологда ведет свою историю с XII века, поэтому сохранилось
много памятников истории и культуры, живы традиции и генетическая
память народа. Это позволяет нам ездить в экспедиции, собирать
предметы истории и этнографии, пополнять коллекции - они уже
сейчас насчитывают около 500 тысяч единиц хранения. Хранение,
реставрация - на первом плане, а популяризация наследия - уже на
втором. Музей, который я возглавляю, - типичный малый,
провинциальный. Тем не менее за десять последних лет нам удалось
превратить его еще и в культурный центр, где главное действующее
лицо - посетитель. В год у нас бывает до 200 тысяч человек, хотя
в городе 320 тысяч жителей. Мы активно работаем со школами,
детскими садами, любительскими объединениями. Стало традицией
проводить в музее театральные фестивали, концерты, презентации,
официальные приемы и награждения. К этому нас подвигла
конкуренция с другими учреждениями культуры, своего рода борьба
за посетителя. Лично на меня оказала большое влияние работа
музеев Голландии. С моим коллегой господином Аартсом, директором
Стеделик музея, мы осуществили ряд интересных проектов. Уже три
года подряд проводим семинары по музейному менеджменту, где
преподают голландские коллеги. Этот курс прошли представители 45
музеев России.
- При переходе к рынку многие небольшие, но интересные музеи
заводов и строек прекратили существование. Что вы, Людмила
Дмитриевна, думаете по этому поводу?
- Приходится только сожалеть. Когда мы узнали об этом, то
предлагали свои услуги - взять на хранение наиболее ценные
экспонаты. Увы, не нашли взаимопонимания - так у нас исчез музей
комсомола, где были интересные экспозиции. Тут многое зависит от
общей культуры руководителей предприятий. На череповецкой
"Северстали", в вологодском объединении "Снежинка" музеи
сохранились. Думаю, это правильно: люди, особенно молодые, должны
знать историю, достижения, того коллектива, с которым они
связывают судьбу.
- Вологодчину можно смело назвать вотчиной писателей, а вот
литературного музея до сих пор нет.
- Для меня это родное - я в свое время заведовала литературным
фондом. Сегодня в нашем музее сосредоточено большое количество
экспонатов на литературные темы - редкие книги и рукописи,
экспозиции, посвященные жизни и творчеству Александра Яшина,
Николая Рубцова, других наших литераторов. Все дело в отсутствии
помещения. Если власти предоставят нам что-то подходящее, то
литературный музей будет.
Геннадий САЗОНОВ, соб. корр. "Труда".




06-08-2001, Труд