TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

созвездие светит всем

В АРХАНГЕЛЬСКЕ ПРОШЕЛ ФЕСТИВАЛЬ АКТЕРОВ РОССИЙСКОГО КИНО,
ВЫЗВАВШИЙ НЕБЫВАЛЫЙ АЖИОТАЖ.
Кинофестивалей много. И все они норовят раскинуть свои шатры
под южным звездным небом, поближе к популярным курортам.
Актерский фестиваль "Созвездие" избрал более трудный, но и более
благодатный путь: он прочно "поселился" в российской глубинке.
Нижний Новгород, Ярославль, Тверь, Карачаево-Черкесия,
Подмосковье - привычные маршруты "Созвездия". А в последние два
года фестиваль получил "прописку" на русском Севере, точнее - в
Архангельске, куда не столь уж часто выбираются столичные
знаменитости.
Нынче актерский десант высадился в Архангельске в небывалом,
просто-таки оглушительном количестве. В гости к северянам
приехало более двухсот(!) артистов кино, театра, эстрады: от
находящихся в отменной форме патриархов экрана Евгения Матвеева,
Георгия Жженова, Владимира Зельдина - до модных нынче Дмитрия
Певцова, Ольги Кабо, Ирины Апексимовой... Столичные знаменитости
запросто гуляли по дощатым тротуарам города, любовались
причудливой деревянной архитектурой, остатки которой еще
сохранились в Архангельске, ездили с экскурсиями в Малые Корелы и
на Соловки... А по вечерам площадь Профсоюзов превращалась в
гигантскую концертную площадку, куда мог попасть любой желающий -
все представления, киносеансы в эти дни были бесплатными. Надо ли
удивляться, что фестивальные мероприятия посетило за неделю более
300 тысяч человек! Причем повезло не только архангелогородцам, но
и жителям Северодвинска, Новодвинска, Мезени, Нарьян-Мара, куда
на автобусах, машинах, самолетах добирались легкие на подъем
артисты.
- Мы выступали и во дворцах культуры, и на маленьких площадках
детских домов, интернатов, - рассказывает актриса Светлана Тома.
- Везде видели восторженные глаза, купались в море людского
обожания. Актеры и зрители, насильно разлученные в последние
10-15 лет, успели сильно соскучиться друг по другу, и этот
фестиваль хоть на время позволил утолить жажду человеческого
общения, творческих контактов.
Досточтимый актер и режиссер Евгений Матвеев, несмотря на свои
79 лет, потряс архангелогородцев отменной выправкой, легкой
статью и готовностью ехать для встречи со зрителями в самую глушь
- в дальнюю, всеми забытую деревню, где стоят хотя бы три хаты.
- Я готов ехать к бабе Мане и деду Василию хоть на оленьей,
хоть на собачьей упряжке, - говорил актер, обращаясь к
губернатору области Анатолию Ефремову. - Ведь это и есть мой
зритель, для которого я снимаю свое кино. Он так нуждается в
теплом, сердечном слове, и мне почему-то кажется, что я это слово
знаю...
Сговорились с руководством области и фестиваля, что Евгений
Семенович отправится в подобный вояж в другой раз, а нынче ему не
позволяют странствовать обязанности председателя жюри. Матвеев и
его коллеги были, что называется, прикованы к экрану, ведь за
пять фестивальных дней надо было отсмотреть 16 фильмов, среди
которых такие требующие серьезного анализа ленты, как "Телец"
Александра Сокурова, "Нежный возраст" Сергея Соловьева, "Москва"
Александра Зельдовича, "В августе сорок четвертого" Михаила
Пташука, "Механическая сюита" Дмитрия Месхиева... По мнению
актера Анатолия Кузнецова, больше известного в народе как
красноармеец Сухов, фильмы оказались разного качества, но
актерские работы в них - одна другой лучше. Поэтому жюри было
нелегко сделать правильный выбор - хотелось наградить всех. Тем
более что в числе номинантов были такие признанные мастера
экрана, как Юрий Назаров и Людмила Савельева, Леонид Мозговой и
Татьяна Друбич, Владимир Машков и Игорь Костолевский... Но в
результате многочасовых дискуссий решено было отметить, может
быть, менее именитых, но от этого не менее талантливых,
перспективных актеров.
Итак, лучшими дебютантами были названы 14-летняя Оксана
Акиньшина (фильм "Сестры") и Дмитрий Бурханкин ("Два солдатика
бумажных"). Лучшими исполнителями ролей второго плана оказались
Андрей Панин ("Свадьба") и Евгения Добровольская ("Механическая
сюита"). Лучшими мастерами эпизода показали себя Ирина Малышева
("Два товарища") и Дмитрий Орлов ("Сестры"). Наконец, призы за
лучшее исполнение главных ролей получили давно не снимавшаяся в
кино Екатерина Васильева ("Приходи на меня посмотреть") и
набирающий популярность актер Сергей Баталов ("Под полярной
звездой").
Успех Сергея Баталова заслуживает особых комментариев.
Замечательный характерный актер, с блеском сыгравший колоритные
роли в фильмах "Облако-рай", "Ширли-мырли", "Мелкий бес", "Артист
и мастер изображения", в десятках других лент, - он не
принадлежит к племени "тусовщиков", постоянно мелькающих на
светских мероприятиях. Видимо, поэтому и пресса пишет о нем не
часто, и кинематографические награды до сих пор обходили его по
большей части стороной. Теперь, надо думать, ситуация
изменится...
- До чего же надоели нам на экране стреляющие, догоняющие,
убегающие, сексуально озабоченные герои! - сказал на итоговой
пресс- конференции Евгений Матвеев. - А вот на нашем фестивале
появился другой герой - человек дела и долга, чуткий к чужому
горю, терпеливый, сметливый, выносливый, совестливый. Я имею в
виду образ, который воплотил Сергей Баталов в простом,
немудрящем, но трогательном фильме "Под полярной звездой". Мы
потеряли на экране человека-труженика, работягу, думающего не о
собственном благе, а о благе страны и народа. Как хорошо, что
авторы фильма "Под полярной звездой" его вновь открывают, а мы
здесь, в Архангельске, поддержали этот поиск. Я уверен, что у
Сергея Баталова впереди большое будущее.
Надо сказать, что картина "Под полярной звездой" пользовалась
в Архангельске особой симпатией у зрителей. Двухсерийное
эпическое по тональности "полотно", рассказывающее и о
становлении газовой отрасли, и о нежной красоте сурового русского
Севера, и о весьма непростых производственных и человеческих
коллизиях, - принималось тепло, заинтересованно и в
"простонародной", и в "высоколобой" аудитории. Сергея Баталова
останавливали на улицах, просили сфотографироваться, а от
желающих получить автограф отбоя не было. Хотя подобная участь
ожидала всех звезд, приехавших в Архангельск. Их задаривали
берестяными туесами и коробами, вязаными свитерами (северная
погода не баловала в эти дни), расписными подносами и даже
свежеотловленной рыбой... Растроганные актеры уезжали со слезами
на глазах, обещая вернуться через год.
Вот только получится ли? Ведь руководство актерской гильдии,
измученное изнурительным поиском денег для каждого нового
"Созвездия", незадолго до поездки в Архангельск приняло решение,
что двенадцатый по счету фестиваль станет последним. Но после
ежедневных тридцатитысячных "массовок" на площади Профсоюзов,
после переполненных кинозалов, после этой радости, слез восторга
и любви, сопровождавших каждое выступление артистов, стало ясно,
что отказываться от праздника кино в русской глубинке было бы
преждевременно и не совсем честно по отношению к зрителям,
народу, для которого все это кино и затевается...
Леонид ПАВЛЮЧИК.




06-08-2001, Труд