TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Письма с автоваза

Я ВАЗ ЛЮБЛЮ. 4. ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ?
Александр ПРОЦЕНКО, экономический обозреватель "Труда".
Ну не любит наша исполнительная власть отечественного автопроизводителя.
Правда, президент Владимир Путин считает, что у правительства
просто не хватает мужества. В начале июля он так и сказал в Татарии:
"У правительства недостаточно мужества для проведения политики
защиты национального производителя, в частности в сфере автомобилестроения".
И добавил: "Не хочу вмешиваться в оперативную работу правительства,
но мое мнение вам всем известно, и оно остается неизменным".
У правительства позиция тоже неизменная. Буквально через пару
недель, после того как президент высказался, на "АвтоВАЗ" "наехала"
братская Украина: объявила о введении с 30 июля пошлины в размере
31,7 процента на импорт российских легковых автомобилей с рабочим
объемом двигателя от 1000 до 1500 кубических сантиметров. То
есть непосредственно на "Жигули".
"Решение стало для нас полной неожиданностью, - заявил заместитель
директора по техническому обслуживанию автомобилей "АвтоВАЗа"
Анатолий Афанасьев. - Непонятен и размер пошлины - 31,7 процента.
Никаких экономических обоснований этому украинской стороной не
дается. Украина традиционно занимает первое место среди стран
СНГ по производству и поставкам комплектующих изделий для сборки
автомобилей ВАЗ. Объемы приобретаемых "АвтоВАЗом" у украинских
предприятий автокомпонентов в денежном исчислении больше реализации
вазовских малолитражек в этой стране. И Волжский автозавод никогда
не предпринимал попыток сократить поставки с Украины".
Обратите внимание на этот аспект проблемы: "АвтоВАЗ" покупает
у Украины больше, чем продает ей. То есть никакого "экономического
урона" соседней стране тольяттинский завод не наносит. А Украина
- ВАЗу?
По словам председателя совета директоров "АвтоВАЗа" Владимира
Каданникова, введение столь высокой ввозной пошлины означает
фактическую потерю украинского рынка: "Теперь спрос на автомобили
в Украине, конечно, снизится, потому что народ там небогатый.
Для нас это пока не приведет к сокращениям общих продаж: будем
продавать меньше в Украине и больше в других местах, потому что
общий спрос пока превышает предложение. Если бы не так, мы были
бы вынуждены сокращать производство..."
Скажите, как в таких случаях должна реагировать власть? Напомню,
что американцы, которым мы дважды пытались ограничить ввоз "ножек
Буша", каждый раз устраивали нам форменные баталии - ну разве
что флот не пытались ввести в Москву-реку. Наша власть украинскую
"пилюлю" фактически проглотила. Глава Минэкономразвития Герман
Греф заявил, что Россия не намерена "эмоционально реагировать
или переводить вопрос в политическую плоскость". Российский посол
в Украине, экс-премьер Виктор Черномырдин выразился еще проще:
мол, вполне нормальная ситуация, просто "каждый защищает свой
рынок". Ну они-то точно защищают, а мы? Не персонально "АвтоВАЗ",
а Россия?
Довелось мне недавно беседовать с послом США в Москве Александром
Вершбоу, и он так вспоминал о "курином" периоде в российско-
американских отношениях: "Я тогда целый месяц занимался этой
проблемой, а 31 марта даже участвовал в переговорах 10 часов
без перерыва..." Интересно, у американского посла в России свободного
времени больше, чем у российского - в Украине? Или российскому
послу до лампочки интересы российского производителя?
"Никаких защит у нас нигде нет, - сказал по этому поводу В.
Каданников. - Тут совершенно точно подходит выражение, что спасение
утопающих - дело рук самих утопающих..."
Внутри страны автозавод тоже зачастую беззащитен. Последний
пример - одновременное, с 1 июля нынешнего года повышение тремя
металлургическими комбинатами - "Северсталью", Магнитогорским
металлургическим комбинатом и Новолипецким комбинатом - цен на
холоднокатаный лист.
- Конечно, это сговор, - утверждает президент "АвтоВАЗа" Виталий
Вильчик. - Все наши попытки выйти отдельно на каждое из этих
предприятий ни к чему не привели: они кивают друг на друга -
мол, попробуйте договориться с коллегами. Мы предложили часть
наших объемов перебросить с "Северстали" на Новолипецкий комбинат,
но он отказался, хотя имеет свободные мощности...
Вот такая ситуация. Конечно, здесь бы нужна "регулирующая
рука государства" - тем более что в Концепции имеется специальный
пункт об "усилении антимонопольного контроля на рынках товаров,
услуг и капитала". Но, увы...
- Не хотелось бы уходить на импорт, - говорит В. Вильчик.
- Но нас, видимо, вынудят.
А ведь импорт не дешевле. Он качественнее и более предсказуем,
таких "сюрпризов" не выдает. Но цена... В недалеком прошлом "АвтоВАЗ",
чтобы снизить расходы, покупал лист в словацком Кошице, вез его
в Японию на оцинковку... Одновременно вместе с металлургами Новолипецкого
комбината отрабатывали технологию получения российского высококачественного
оцинкованного листа, чтобы уйти от импорта. И ведь ушли! Теперь
придется все начинать сначала. А что будет с ценой на автомобиль?
ГАЗ уже объявил о первом повышении - из-за "металлургической
надбавки". ВАЗ пока держится: маркетинговые исследования показывают,
что средняя цена на "Жигули" находится у самого верхнего предела,
еще чуть-чуть - и продажи могут упасть. Подчеркну: падать будут
не просто продажи тольяттинской продукции, а все продажи российских
автомобилей в России.
А в Концепции к 2010 году прогнозируется "увеличение рынка
легковых автомобилей до 2,2-2,5 млн. штук". В год. И есть пока
в Европе, и особенно в Азии, очень дешевый, фактически бросовый
"секонд-хэнд", готовый немедленно перекочевать на российские
дороги. Аргентина, например, это уже проходила - теперь вокруг
Буэнос-Айреса навалены монбланы и эвересты насквозь проржавевшего
автохлама. Да и в нашей стране... Недавно администрация Сахалинской
области обратилась к островитянам с убедительной просьбой не
топить в пригородных реках и озерах свои по дешевке купленные
"Тойоты" и "Ниссаны".
Впрочем, нынешняя дешевизна вазовских машин - это не только
его преимущество, но и беда...




06-08-2002, Труд