Маляр и пустота, или марк розовский в квадрате
ПОД
ВПЕЧАТЛЕНИЕМ КАРТИНЫ МАЛЕВИЧА МАРК РОЗОВСКИЙ СОЧИНИЛ ПЬЕСУ И
ПОСТАВИЛ ЕЕ В ТЕАТРЕ "У НИКИТСКИХ ВОРОТ".
Александр СЛАВУЦКИЙ.
В своих статьях и интервью Розовский нередко упоминает имена
Кафки, Ионеско, Беккета, повлиявших на его творчество. Возможно,
поэтому он решил написать пьесу "Черный квадрат" и поставить
ее, отдав дань связанной с этими именами традиции авангарда.
Со сцены на зрительный зал обрушивается поток сознания единственного
героя, некоего маляра, пришедшего на выставку Малевича. Остановившись
перед "Черным квадратом", он смотрит на него до тех пор, пока
неведомая сила не переносит его внутрь полотна, в мистическое
"заквадратье", где нет ни времени, ни пространства, ничего кроме
черной пустоты. Маляр, у которого даже нет имени, оказывается
в абсолютной изоляции от внешнего мира, один на один со своими
подавленными желаниями, мечтами и так далее (привет старику Фрейду).
Вначале он возмущается наглецом и авантюристом Малевичем, которого
неплохо было бы повесить за одно место рядом с "Черным квадратом",
но потом, немного успокоившись, предается лирическим воспоминаниям
о встречах с любимой и вновь переживает роковые минуты своей
неудавшейся жизни. Все это причудливое блуждание по лабиринтам
памяти сопровождается чтением стихов и текстов из Пушкина, Достоевского,
Гете, Набокова, а герой, движимый игрой воображения, переносится
то в джунгли, то за Полярный круг ..
Спектакль, между тем, и зрелищен, и динамичен, весь построен
на контрастах: кромешную тьму внезапно прорезают яркие лучи прожекторов,
шепот сменяется криком, из гробового молчания кулис вдруг возникает
диссонирующая музыка... Смена ракурсов превращает постановку
в яркое шоу, где публику держит всего один актер - Андрей Молотков.
Все происходящее на сцене он переживает настолько глубоко и достоверно,
что, несмотря на абсурдность, свободную "неорганизованность"
действия, его герой вызывает сочувствие, сопереживание...
А неприязнь к Малевичу у героя пропадает, и из непримиримого
противника он превращается в его последователя. Бывший маляр
становится... художником. Он берет краски, кисти и с возгласом:
"Я реалист и начинаю живописать мир таким, каков он есть" пробует
рисовать полотно, которое оказывается копией... "Черного квадрата".
Таким образом круг замыкается. Получается что-то вроде ленты
Мебиуса, а "Черный квадрат" оказывается высшим достижением реализма.
Наверное, не все согласятся с таким прочтением этого спектакля.
Да и вряд ли вообще можно разгадать все его "ходы" и подтексты.
Но, возможно, зрители, побывавшие вместе с героем Андрея Молоткова
в "заквадратье", "просто" захотят заглянуть в свою душу, разобраться
в себе. Ведь за этим и ходят не в последнюю очередь в театр.
06-08-2002, Труд