TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Маска, я вас не знаю

ЧЕМ ПРОСЛАВИЛСЯ РАБОЧИЙ СЕРГЕЙ ПАНЧЕШНЫЙ.
Светлана ЦЫГАНКОВА, соб. корр. "Труда".
Эти необычные экспонаты на выставке в мурманском краеведческом
музее "Мир твоих увлечений" буквально завораживают. Яркие маски
с выразительными глазами, диадемами из миниатюрных человеческих
черепов, подвесками из змей... Не верилось, что подобные вещи
может делать человек, далекий от буддистского мира.
Все началось совершенно случайно. Однажды Сергей Панчешный,
рабочий Мурманского театра Северного флота, посмотрел, как бутафоры
лепили устрашающие маски для спектакля "Нежданный друг". Захотелось
самому попробовать. Пошел в библиотеку, взял альбом о буддизме
и тогда впервые узнал о мистерии Цам.
Цам означает "танец богов". Этот ритуал проводится обычно
на 28 - 29-й день двенадцатого месяца восточного календаря. Его
смысл - уничтожение злых духов перед наступлением нового года.
Ныне традиции мистерии Цам практически утрачены. Их можно увидеть
только в Тибете и некоторых гималайских княжествах.
В буддизме существует специальный ритуал - танец-мистерия,
во время которого монахи в масках божеств вызывают на бой злых
духов. Для этого монахам приходится играть на трубе, сделанной
из бедренной человеческой кости, и бить в барабаны из черепов.
Мистерия может длиться несколько суток. В финале божества, то
есть перевоплотившиеся в них монахи, должны разрубить фигуру
человечка из теста, замешанного на крови... Это и становится
символом победы над злыми духами.
Сергей Панчешный настолько заразился этим искусством, что
оно стало его, как говорится, хобби. Небольшая двухкомнатная
квартира, которая является одновременно и мастерской, превратилась
в своеобразный выставочный зал. Здесь на стенах представлены
буддистские божества. А вид, надо признать, у них отнюдь не доброжелательный.
Клыки, рога, дикий взгляд, страшный оскал.
- Не возникает ли у вас неприятного чувства от подобного соседства?
- Ничего подобного не испытывал, - отвечает Сергей Панчешный.
- Ведь сами по себе маски ничего не значат. Другое дело, что
монахи в буддистских странах, надевая эти маски, входят в состояние
медитации и верят, что перевоплощаются в божества, способные
бороться со злыми духами и демонами. Потому все маски устрашающие.
Изготовление их - процесс трудоемкий. На одну уходит несколько
месяцев. Сначала лепится глиняная модель, но чаще Сергей использует
пластилин. Потом на нее наклеивается бумага, ткань, то есть традиционное
папье-маше. Когда основа засыхает, пластилиновая модель убирается.
И тогда наступает самое интересное для Сергея - раскрашивание
и украшение маски. Тут уж фантазия проявляется в полной мере.
Например, маску бога войны Джамсарана необходимо инкрустировать
кораллами. Но, естественно, такого материала у Панчешного нет.
Поэтому он обошелся подручными средствами - горохом, желудями.
- А диадема из черепов на масках - это "украшательство"?
- В них скрытый смысл, - говорит Сергей Панчешный. - Пять
черепов у главных божеств буддистского пантеона - знак мудрости,
символ победы над пятью человеческими пороками. Буддизм учит,
что эти страшные химеры - порождение нашего внутреннего мира,
призраки.
Свои маски мастер дарит друзьям, есть они в буддистских храмах
Санкт-Петербурга и Бурятии, в некоторых музеях нашей страны.




06-08-2002, Труд