TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Нити судьбы

ВЛАДИСЛАВ ПИСАНОВ,СОБ. КОРР. "ТРУДА".
На перекрестке улиц Верхнелоговая и Горка стоит домишко. Рядом
играет мальчонка лет восьми. "Не знаешь, где Белова Юрия
Владимировича отыскать?" - спрашиваю.
- Это мой папа, он сейчас на работе, хотите - провожу.
Белов-старший работает в детском садике. Тут он и за
электрика, и за плотника, и за сторожа, короче - на все руки.
Пока петляю по извилистым дорогам гористого Златоуста,
маленький Костя бежит напрямки и все время оказывается впереди
машины, на каждом повороте стоит, словно указатель - туда
поезжай. А тут наудачу и отец навстречу попался: "Свиней иду
кормить", - пояснил он, показав на недоеденное детишками в
полиэтиленовом ведерке. Так и познакомились.
Дома у Белова маленькая мастерская, где он... вяжет. Да, сидит
и вяжет крючком. Началось все с того, что, родившись через два
месяца после войны, попал Юра в детский дом. Ночная няня стала
его Ариной Родионовной. Но не сказки сказывала она, а вязала
коврики. И приглянулось мальчугану это занятие. Так ночами и
практиковался, пока не засыпал над спутанными нитками. Но годам к
15 уже асом этого дела стал, уже начал зарабатывать вязанием.
- Парни просили: кто мотоциклиста на свитере вывязать, кто
парусник, кто - еще чего, - вспоминает он, - так и набивал руку,
ну и голодным, понятно, не сидел.
По жизни Белов едва ли не все рабочие специальности изучил: и
сварщик он, и слесарь, может и телевизор починить, и печку
сложить, но чем бы ни занимался, придя домой, душой отдыхал с
вязанием. С годами так наловчился, что умеет от пинеток и носков
до чехлов на мебель - все связать. Да не просто, а с фантазией,
со своей, беловской "изюминкой". Это опять же приварок к
семейному бюджету давало. Детей-то у Беловых четверо.
Но, может, так бы и остался Юрий Белов безвестным
вязальщиком-надомником, если б не вселенское горе - взрыв на
Чернобыльской АЭС. Жили они тогда в деревне неподалеку. Началась
эвакуация местного населения. Встал вопрос - куда податься?
- Я много читал о златоустовских мастерах, - рассказывает Юрий
Владимирович, - об Амосове, Иване Бушуеве, опять же мой кумир -
шахматист Анатолий Карпов отсюда родом, а горы меня и сыновей
всегда привлекали, вот и выбрали город Иоанна Златоуста.
Нашли тут недорогой домишко. Таковы вот нити судьбы...
То ли мастерство требовало иного выхода, то ли сама здешняя
атмосфера так подействовала, только стало тесно Белову в рамках
бытового вязания. И тогда взялся он за картину. Да так взялся,
что у искусствоведов дыхание от восторга перехватило. Не то что
свой, златоустовский, но и Центральный музей
декоративно-прикладного искусства два его вязаных полотна взял.
- Темы я не ищу, они сами находятся, - говорит мастер. - Вот
висел у нас в слесарке календарь с видом Москвы, и так он мне
понравился, что руки сами к ниткам и крючку потянулись, полтора
месяца вязал, в половину человеческого роста полотно получилось.
Когда погиб Влад Листьев, словно что подтолкнуло изнутри. Три
портрета, считай, за один присест сделал. Один себе оставил, два
в столицу отвез, в "Поле чудес". Самый удачный попросил вдове
передать.
- Захотелось как-то помочь, чем-то утешить в утрате, -
объясняет он свой порыв, свой подарок.
А для души лик Леонида Якубовича вяжет, уже несколько полотен
"сваял", а все недоволен: "Все он какой-то карикатурный
получается. Хотя народу нравится". А еще никак не выходит у него
Владимир Высоцкий: "Сколько раз брался, да распускал, видно, не
дорос я еще до этой личности".
Требователен к себе мастер, хотя талант его с заоблачными
высями перевился. Именно так. Последнее произведение Белова -
круглый коврик - "Златоуст из Космоса". Этакий "путеводитель" по
городу мастеров, где откуда ни посмотри - все под собой дома и
заводы увидишь, а вверху - горы и небо. Небо у Белова на полотне
- в центре. И по нему крылатые кони летят. Так уж нити его
фантазии переплелись.
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ.




06-08-1998, Труд