TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

На нежном берегу души

".
Этери БАСАРИЯ, Станислав ПРОКОПЧУК.
Все эти дни по местному телевидению и радио мы внимаем пению
Анатолия Соловьяненко. Не хочется говорить: так прощается с
великим тенором Украина. хочется сказать иначе: его голос утешает
нас, врачуя боль потери.
"Голос Соловьяненко на нежном берегу души" - так когда-то поэт.
Иван Драч сказал о певце.
С гордостью и печалью мы можем сказать - он был другом
"Труда", энтузиастом теперь уже международного конкурса молодых
певцов "Романсиада". Мы радовались возможности общаться с
маэстро, знакомить читателей газеты с его отношением к миру, к
искусству... Не всегда радостным было то, о чем он говорил:
"Объятия славы - ощущение приятное, но преходящее. А вот чувство
одиночества... В принципе каждый большой артист одинок". Таким
одиноким, отрешенным от происходящего вокруг выглядел маэстро и
на недавнем дипломатическом приеме в Киеве.
Поистине - что имеем, не храним. "В Украине терпеть не могут
того, кто поднимается над серой массой. Я сужу об этом по своему
театру" - это тоже его слова, сказанные в свое время
корреспондентам "Труда". Он говорил, что больше не переступит
порога Национального оперного театра Украины...
Анатолий Соловьяненко был в плеяде самых крупных звезд
национальной оперы, но в театре, видимо, этого не хотели
понимать... Отстраненный, отлученный (с его-то голосом), он тем
не менее не мог не думать о судьбе идущих за ним. "Есть такой
тенор Миша Дидык. Он очень театрален и нравится мне. Еще -
Владимир Гришко, Оля Нагорная... Вот голоса, которые мне по душе,
которые могут сделать погоду в театре. Но в оперном сейчас такое
положение, что трудно сказать, как сложится их судьба".
"Никто из тех, кто оставил национальный оперный театр, -
Мирошниченко, Кочерга, Ципола, Лукьянец или ваш покорный слуга, -
продолжал в одной из недавних бесед Анатолий Борисович, - не
требовал для себя больших денег Но мы требовали внимания к себе,
хотели работать, приумножать славу труппы".
Хотели работать... Тот, кто знаком, кроме оперного, еще и с
громадным концертным репертуаром этого певца, не может не
поразиться тому, с каким великим трудолюбием сопрягался его
высокий дар...
Невозможно представить Соловьяненко патриархом, почивающим на
лаврах. По остроте чувств он и в свои 66 оставался молодым. И
очень щедрым - по- прежнему страстно желал приносить радость
людям. И очень печалился, что не всегда предоставлялась такая
возможность из-за безумной коммерциализации искусства, из-за
отсутствия спонсоров или неблагосклонности властей предержащих.
"Искусство сильно, когда оно востребовано, - говорил
Соловьяненко. - Так в свое время появились Карузо, Шаляпин,
Паваротти. Но, видно, нынче не нужны большие исполнители.
Общество поглотила волна глупой поп-музыки, оболванивающего рока.
Само слово "искусство" заменили холодно прагматичным (если не
сказать циничным) выражением "шоу-бизнес".
Много раз в разных интервью и выступлениях певец подчеркивал,
как необходима государственная поддержка серьезному искусству.
Ведь в истинно цивилизованных странах общество озабочено духовным
состоянием нации, ее будущим, создает условия для развития
национальной культуры.
"Только у нас смотрят равнодушно, как вырастает целое
поколение на привозной масс-культуре, по сути возвращающей
человека к доцивилизованному восприятию жизни далекими предками".
К счастью, есть в нации здоровое, невытравимое ядро...
Нескончаемая вереница людей шла и шла к национальной филармонии,
чтобы попрощаться с Анатолием Соловьяненко. Шли те, кто остался
верен высокому искусству, подтверждая слова маэстро: "Искусство
вечно. Картины Рафаэля, Микеланджело живут века, ими любуются все
новые поколения зрителей. То, что написано Чайковским,
Рахманиновым, переживет и это смутное время".
Анатолий Соловьяненко был назван Человеком года в Украине. Он
ушел, чтобы остаться продолжением в сыновьях и в сердце
прекрасной женщины Светланы Дмитриевны, с чьей рукой в своей руке
он прошел земную жизнь.




06-08-1999, Труд