Все варианты просчитаны
ПОДЪЕМ "КУРСКА" БУДЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ САМЫМИ МИНИМАЛЬНЫМИ
РИСКАМИ, СЧИТАЕТ ГЕНДИРЕКТОР ЦКБ "РУБИН".
22 августа с.г "Труд" опубликовал интервью "Уроки трагедии".
В нем один из опытных специалистов судоподъема контр-адмирал Юрий
Сенатский высказал свою озабоченность по отдельным пунктам
проекта подъема атомохода "Курск". В частности, перед
руководителями операции ставились вопросы: выдержат ли тросы, на
которых будут поднимать "Курск", если в этот момент грянет шторм?
Какие меры предусмотрены на случай ухудшения погоды во время
буксировки подводной лодки?
И, наконец, если, не дай Бог, атомоход ударится о дно,
выдержат ли находящиеся на ней ракеты и реактор?
Редакция получила ответы генерального директора ЦКБ "Рубин" на
затронутые в интервью вопросы.
Не затрагивая проблемы состояния аварийно-спасательных дел на
море в нашей стране, которые находятся не в очень моей
компетенции, остановлюсь только на некоторых частных аспектах.
При транспортировке, кроме указанных в статье, имеется еще ряд
намеченных к реализации мероприятий (запасные пункты отстоя,
несколько вариантов маршрутов, курс по отношению к волне и др.),
которые по совокупности должны обеспечить максимальную
безопасность перехода.
Несколько слов о замечаниях по технологиям, связанным с
подъемной операцией. Проектный коэффициент запаса подъемного
устройства несколько больше, чем указано в статье (ошибка
возникает из-за незнания фактического веса подъема, который
составляет около 10000 тонн). Но это нас не успокаивает, так как
при динамических процессах нагрузки могут заметно вырастать,
поэтому впервые в практике такой крупной судоподъемной операции
будут применены компенсационные устройства с достаточно большим
ходом компенсации.
В проекте четко определены параметры морских волн, при которых
все технические средства должны надежно выполнять операцию, и
даны рекомендации по мероприятиям в случае вынужденных (по
погодным условиям) приостановках работ.
Могу успокоить общественность, что спрогнозированный
контр-адмиралом Сенатским трагический вариант разрушения
подъемной системы и удар лодки о дно нами исследовался. При этом
были определены возникающие нагрузки, на основании чего было
сделано заключение, что данное воздействие не повлияет на
состояние реакторов и ракетного оружия.
Для сведения сообщаю, что в настоящее время разрабатывается
государственная программа "Развитие системы спасения на море
"Нептун", которая рассчитана на реализацию в течение 10 лет (по
экономическим соображениям) и которая предусматривает интеграцию
и кооперацию в экстремальных ситуациях всех технических средств
на море (принадлежащих не только ВМФ).
Игорь СПАССКИЙ, генеральный директор ЦКБ "Рубин".
06-09-2001, Труд