TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Курортный марафон

МПС РОССИИ УСПЕШНО ПРЕОДОЛЕЛО ПИК ЛЕТНИХ ПЕРЕВОЗОК. А КАК
ПОЙДУТ ДЕЛА ДАЛЬШЕ?
Вот и кончилось лето. В Москве, как никогда за последние
десять лет, много лиц с характерным морским загаром. Но пора и
честь знать... По утрам свежий сентябрьский ветерок упруго
подгоняет всю эту пеструю публику к офисам, школьным партам и в
студенческие аудитории.
Наконец-то! - облегченно вздыхают железнодорожники. Теперь у
них не будет сверхурочных.
На пресс-конференции в агентстве "АиФ-Новости" руководитель
департамента пассажирских сообщений МПС России Валерий ШАТАЕВ
рассказал об итогах работы пассажирского комплекса
железнодорожного транспорта в летний период этого года.
Как сообщил Валерий Шатаев, Министерство путей сообщения
Российской Федерации в июне-августе 2001 года обеспечило
перевозку 393 млн. пассажиров. Если оперировать средними данными,
то получается, что как бы каждый россиянин совершил за лето
две-три поездки. Это, в общем-то, немало.
По объемам пассажирских перевозок железнодорожным транспортом
Россия находится на третьем месте в мире - после Японии и Китая.
Это в два раза больше, чем перевозят самые крупные европейские
железнодорожные державы - Франция и Германия, вместе взятые.
Нынешние летние перевозки в сравнении с прошлогодними отмечены
двумя особенностями, связанными с определенными изменениями
социально-экономической ситуации в стране.
Обнадеживающе выглядит тот факт, что постепенно расширяется
круг лиц, имеющих возможность отдохнуть и поправить свое здоровье
на Черноморском побережье. За летние месяцы услугами железных
дорог в южном направлении воспользовались на 1,2 процента больше
пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года.
Другая особенность та, что несколько снизился объем
пассажирского потока в города Украины и Белоруссии. Значительно
меньше стали ездить наши граждане на курорты Крыма, в Одессу и
Киев. И вообще из-за таможенных строгостей многие предпочитают
путешествовать по родной российской территории.
Такое перераспределение пассажиропотока сказалось на нагрузках
московских вокзалов. Это вовремя заметили и учли в работе. За
счет Киевского вокзала были соответствующим образом задействованы
Курский и Казанский вокзалы.
А в остальном у железнодорожников были традиционные для них
проблемы. Это наличие необходимого парка электровозов и вагонов,
соблюдение расписания движения на магистралях, повышения качества
обслуживания пассажиров, борьба со спекулянтами-перекупщиками
билетов и т.п. Все эти задачи на этот раз решались более
эффективно.
Шатаев отметил, что "в МПС учли печальный опыт прошлого года,
и принятые меры позволили обеспечить билетами всех желающих".
По его словам, "особого ажиотажа в летние месяцы у билетных
касс не наблюдалось. В среднем люди стояли в очереди не более 20
минут. Это стандартное время, которое соответствует мировым
показателям".
Представитель МПС назвал ряд таких показателей. Оказывается,
американцы тоже по 20 минут вяжут носки в очередях перед
кассовыми окошками. Итальянцы простаивают в очередях до часа,
немцы - 15 минут, французы - до 30 минут. Двадцатиминутная
технология ожидания с развитием телекоммуникационных средств нам
вполне по силам.
Как сказал Шатаев, МПС впервые применило технологию "обратного
выезда". Некоторым пассажирам в этом году повезло. Они
воспользовались возможностью предварительно купить обратный
билет.
- Через два года, благодаря усовершенствованию
телекоммуникаций и компьютеризации билетных касс, подобная
технология станет обычной практикой, - заверил В. Шатаев. - И
тогда при покупке билета в оба конца будут предоставляться
значительные скидки.
В этом году на южном направлении начали курсировать ускоренные
поезда. Так, увеличена скорость поезда Москва - Адлер. Теперь в
Сочи можно добраться за одни сутки вместо двух. И хотя стоимость
проезда на таких поездах в среднем выше в полтора раза, они без
всякой рекламной раскрутки пользуются большой популярностью.
Шатаев сообщил, что для обеспечения обслуживания населения на
время летних месяцев было добавлено 6,5 тысячи пассажирских
вагонов, выведены на железнодорожные линии дополнительно триста
специальных летних поездов. В пик загруженности железных дорог
(кульминация - 25-30 августа) для вывоза пассажиров с детьми к
началу учебного года были задействованы еще 52 состава из резерва
МПС.
Удельный вес летних перевозок составляет около 40 процентов
годового пассажиропотока. Конечно, лето - это повышенная нагрузка
для всех железнодорожников. Скажем, вышли на линию 352
дополнительных состава - где взять машинистов электровозов?
Проблема решается, как обычно, "за счет внутренних резервов". А
это сверхурочные, корректировка графика отпусков, другие
непопулярные меры.
- Но что делать? - спросил Шатаев. - К сожалению, нельзя
сказать, что кадровый потенциал МПС неисчерпаем. Более того,
приходится привлекать к ответственности нерадивых проводников,
кассиров, обходчиков и т.д. Трудовая дисциплина на
железнодорожном полотне - это ведь и вопрос безопасности
движения.
За различные правонарушения уволены 200 работников. Возбуждено
47 уголовных дел против перекупщиков. В этом году благодаря
принятым мерам спекуляция билетами значительно уменьшилась.
Опыт минувшего лета подсказывает некоторые направления будущей
деятельности. Например, МПС не вполне удовлетворено
взаимодействием с туристическими организациями, хотя услугами
железных дорог воспользовались почти в два раза больше
организованных туристов, чем в прошлом году. Но потенциал здесь
гораздо больше. Оттого, что туристическое дело не имеет былой
централизации, проигрывают обе стороны - и туристические фирмы, и
МПС.
Чтобы установить долговременное и более масштабное
сотрудничество, МПС готово на взаимовыгодных условиях участвовать
в инвестировании материальной базы (строительство гостиниц,
обустройство туристических стоянок и т.п.) туристического
комплекса. И не ради того, чтобы заниматься этим видом бизнеса, а
для того, чтобы получить больше пассажиров.
Руководитель департамента коснулся также вопроса о
взаимоотношениях с другими, смежными видами транспорта.
Естественно, что на таких огромных расстояниях, как от Москвы до
Хабаровска, самолет привлекательнее поезда. Но, скажем, на
Октябрьской железной дороге при окончательной обкатке скоростных
рейсов (порядка 4 часов) в постоянном режиме Москва -
Санкт-Петербург железнодорожники вполне могут составить
конкуренцию авиакомпаниям. Добраться экспрессом из одного города
в центр другого и быстрее, и дешевле.
МПС не может позволить себе открытие многочисленных касс, как
это практикуется Аэрофлотом. Ведь содержание таких точек
неминуемо скажется на стоимости билетов.
В порядке эксперимента в будущем году будет опробована продажа
билетов через пункты почтовой связи. Дело взаимовыгодное и
экономное. Но подобными шагами, конечно, не решить главной
проблемы. Ахиллесова пята пассажирских перевозок в том, что они
убыточны.
По словам Шатаева, убытки в этом году по перевозкам поездами
дальнего следования и пригородного сообщения уже достигли 38
млрд. рублей. Они должны компенсироваться федеральным и местными
бюджетами. Но судите сами - насколько это возможно. В проекте
бюджета следующего года планируется выделить на эти цели всего
лишь 600 млн. рублей.
На практике ранее убытки покрывались за счет доходов от
перевозки грузов. Теперь же такая возможность, как считают в МПС,
исключена. Доходы отрасли в результате недавней унификации
"внутренних" и "экспортных" тарифов сократятся на 22 млрд. рублей
в год.
Так что выбор невелик: либо подорожание билетов, либо
индексация грузовых тарифов.
Шатаев заявил, что МПС намерено в ближайшее время обратиться в
Министерство по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства с обоснованием повышения пассажирских
перевозок. По его мнению, если тарифы будут повышены в среднем на
30 процентов и более чем на 30 процентов на перевозки в вагонах
СВ и купе фирменных поездов, то это не приведет к оттоку
пассажиров.
При этом Шатаев подчеркнул, что если грузовые тарифы будут
проиндексированы, вопрос об увеличении цен на билеты отпадет сам
собой. МПС - не тот орган, который стремится повышать тарифы.
Железная дорога - самый дешевый вид транспорта. Но сегодня и
он для многих граждан нашей страны - не по карману. Более 70
процентов пассажиров ездят в плацкартных вагонах. Что будет
дальше?
Александр ИВАНЧЕНКО.




06-09-2001, Труд