TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Белой акации гроздья душистые расцвели на сей раз в осеннем минске

Итак, свершилось: инициированный "Трудом" конкурс молодых
исполнителей русского романса, статус которого еще в прошлом году
был расширен до международного, впервые прошел за рубежами
России. И, пожалуй, закономерно, что это случилось в столь
близкой нам по культуре Белоруссии.
Немного истории. На прошлогодней "Романсиаде" великолепно
выступила обладательница прекрасного оперного сопрано из Могилева
Елена Материнко. Тогда-то у Елены и ее педагога Людмилы
Браиловской возникла идея: провести одно из прослушиваний
конкурса на белорусской земле. Идея нашла горячую поддержку
директора Могилевской областной филармонии, композитора Владимира
Браиловского (по совместительству супруга Людмилы). В
распоряжение жюри и конкурсантов предоставили чудесный мраморный
зал Национального художественного музея Республики Беларусь, что
в столице страны Минске. Антураж сам по себе отличный, а дирекция
музея дополнительно расстаралась - устроила специально к конкурсу
выставку русского пейзажа XIX - XX веков. И вот то, о чем пели
молодые исполнители, - "Белой акации гроздья душистые", "Звезды
на небе, звезды на море", - вдобавок предстало еще и на
полотнах...
Открыли прослушивание хозяева. Правда, не могу сказать, что
студентам Белорусской музыкальной академии (до недавнего времени
она называлась консерваторией) очень повезло. Тяжеловатые голоса
20-летней Оксаны Бондаревой и 24-летней Натальи Грищени, так же
как и недостаточно мощный тенор 28-летнего Юрия Болотько, не
"зажгли" жюри. Хотя признаюсь, лично мне бы хотелось, чтобы
красивое сопрано 22-летней Екатерины Пасичниченко (она и сама
внешне эффектна) прозвучало во втором круге прослушивания, в
который жюри имело право пропустить шесть конкурсантов из
четырнадцати. Но большинство арбитров придерживалось иного мнения
- а согласитесь, мнение Виргилиюса Норейки, Ларисы Голубкиной,
Юрия Богатикова, белорусского певца Олега Мельникова, впервые
принявших участие в работе конкурса, ну и, конечно, наших
"ветеранов" Валентины Пономаревой и Сергея Захарова весьма
весомо. Возможно, судейская суровость в данном случае объясняется
тем, что на "Романсиаде" не очень-то "проходит" чистой воды
академизм, а именно он преобладал в манере минчан. Зато дуэт
солисток Могилевской филармонии Ирины Родовой и Натальи Темрук,
изящно и стильно исполнивших романс Даргомыжского "Как люблю я
тебя", обаял всех как раз живостью, антиакадемичностью. Стало
ясно: девушки споют во втором круге.
Видимо, эмоциональной непосредственностью привлекли
большинство членов жюри 22-летняя Наталья Фастова, студентка
Кишиневской консерватории, и 28-летняя Екатерина Круглякова из
узбекского города Навои (приехавшая за три тысячи километров с
педагогом и... грудным младенцем), хотя должен заметить: мне их
голоса показались несколько легковесными. Итак, еще две "позиции"
во втором круге определились.
Единственный российский участник прослушивания - Дмитрий
Северов из Смоленска - дальше первого круга не прошел. А вот
автор он, пожалуй, более интересный, чем исполнитель, и, я думаю,
этот его талант очень еще пригодится, в том числе молодым
конкурсантам: ведь проблема нового репертуара - одна из самых
острых в современном романсе.
В том, что замечательное сопрано солистки Литовского театра
оперы и балета Юлии Ступнянек жюри захочет услышать во втором
круге, ни у кого сомнения не возникло. А вот кто из целой плеяды
украинских певцов займет оставшиеся два заветных места?
По-моему, этой чести могла бы быть удостоена 28-летняя
солистка Донецкого театра оперы и балета (с недавнего времени
носящего имя легендарного Анатолия Соловьяненко), красавица
Наталья Нарожная. Во всяком случае, шансы ее представились мне
лучшими, нежели у выпускницы Харьковской консерватории Аллы
Позняк, которой, на мой взгляд, не хватило артистизма. Однако у
девушек оказались слишком сильные конкуренты: солистка
Харьковской филармонии Елена Подус, в свои 25 представшая вполне
сформировавшейся эстрадной певицей-сопрано, и совсем юный,
19-летний баритон из Севастополя Артем Маковский, буквально
поразивший не только красотой еще продолжающего формироваться
голоса, но удивительной для его возраста эмоциональной зрелостью.
Не скрою - между сторонниками Елены и Артема на заседании жюри
возник настоящий спор. Впрочем, звучали и высказывания о том, что
необходимо также отметить талант литовки, искусство белорусского
дуэта... Думаю, на финале "Романсиады", что состоится в начале
будущего года в Колонном зале Дома Союзов в Москве, организаторы
соревнования найдут возможность отдать должное всем достойным. Ну
а бесспорным участником финала (куда арбитры имели право
направить только одного конкурсанта) назвали все-таки Артема.
Смущенному вниманием такого количества народных артистов юноше
вручили подарок оргкомитета - настольные часы. Не забыли и про
самую юную участницу. Хотя 16-летней школьнице из города
Николаева Ире Воронковой пока еще рано думать о серьезных призах,
но за раскованность и обаяние она вполне заслужила альбом марок,
который ей подарил директор Художественного музея Владимир
Прокопцов.
Сразу после окончания тура его участники и мэтры из жюри
получили приглашение выступить на международном музыкальном
фестивале "Золотой шлягер" в Могилеве, где к ним присоединились
победители прошлогодней "Романсиады" Нино Аразашвили и Дато
Отиашвили из Грузии, другие популярные артисты. Так русский
романс вновь доказал, что он - явление не узконационального, а
мирового масштаба.
Пользуюсь случаем и приглашаю читателей смотреть телепередачи
о ходе нашего конкурса, которые в скором времени пойдут по каналу
ТВЦ. В них, как всегда, примет участие постоянный концертмейстер
состязания Виктор Фридман, а вести их будет пианистка и музыковед
Галина Преображенская, которую многие не без основания называют
душой "Романсиады".
Сергей БИРЮКОВ, музыкальный обозреватель "Труда", член жюри
"Романсиады".




09-11-2000, Труд