TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Читателям труда отвечает митрополит смоленский и калининградский кирилл

В проповеди одного православного священника довелось услышать:
"300 лет назад Россию уже пытались превратить в Голландию, теперь
пытаются сделать подобием Америки..." Что вам, уважаемый владыка,
представляется сегодня главным для сохранения самобытности нашей
страны?
Семья РОМАНОВЫХ, Ставропольский край.
- Приоритетной задачей в условиях современной России становится
формулирование и утверждение в общественном и государственном
бытии национальных культурно-цивилизационных стандартов. На фундаменте
протестантской этики покоится современная англо- американская
цивилизация, исламская этика определяет путь исторического развития
арабского мира. И лишь нынешнее российское общество, лишенное
собственных культурно-цивилизационных стандартов (философских,
ценностных, экономических, образовательных, информационных, поведенческих),
которые бы содержали в свернутом виде всю полноту национального
миросозерцания, вынуждено носить идеологические одежды с чужого
плеча. А это и неудобно, и некрасиво, и непрактично. Ибо, как
заметил один разумный экономист, для построения шведской модели
социализма в России слишком мало шведов, а для построения американской
модели капитализма - слишком мало американцев. Зато здесь в достаточном
количестве русских, и они имеют право на достойную жизнь в соответствии
со своими культурно-историческими представлениями о народном
и личном благе.
До революции 1917 года значительные земельные угодья находились
в церковной собственности. Ныне Церковь отдает себе отчет в том,
что полномасштабная реституция этой собственности невозможна
ни по экономическим, ни по этическим соображениям. И вместе с
тем она призывает государство возвратить монастырям часть земель.
Каким образом это можно сделать по закону?
Виктор КОНОВАЛОВ, Москва.
- Закон пока не позволяет передавать сельскохозяйственную
землю в собственность, но возможно по крайней мере возвратить
в пользование часть земель, принадлежавших Русской православной
церкви до революции. Речь идет прежде всего о землях, которые
необходимы для нормальной жизни монашеских обителей, для их самообеспечения,
для того, чтобы они могли вести благотворительную деятельность
- кормить голодных, помогать больным и сиротам.
В нашей истории есть положительные примеры того, как монастыри
использовали земельные угодья. Из древнерусских патериков мы
знаем, что церковные земли часто кормили не только монахов, но
также и многочисленных паломников, крестьян. Сегодня земли, которые
может обрабатывать монастырь, вполне разумно ему вернуть, особенно
если учесть, что многие поля заброшены. Некоторые земли уже предоставлены
монастырям. На них активно трудятся иноки, инокини и монастырские
рабочие, возрождая лучшие традиции отечественного сельского хозяйства.
В результате обители кормят тысячи неимущих граждан.
В СМИ нередко утверждается, что роль Православия в жизни общества
в дальнейшем будет снижаться, поскольку современная молодежь
живет представлениями, далекими не только от церковных канонов,
но даже от элементарных принципов общественной морали. Неужели
такова перспектива Церкви в ближайшем будущем?
Ольга МЕЩЕРЯКОВА, Омская обл.
- Думаю, что людям, выступающим с подобными оценками, нужно
просто почаще встречаться с молодежью. Это не всегда легко -
ведь почти каждому человеку, достигшему известного возраста,
приходится в процессе такого общения преодолевать сложившиеся
стереотипы восприятия и мышления. Но если отказаться от предвзятых
мнений, если найти в себе способность не только поучать, но и
вслушиваться, то окажется, что встречи с молодыми и радуют, и
обогащают. Современная молодежь, прежде всего, очень разная.
Было бы огромной ошибкой судить поверхностно и стричь всех под
одну гребенку. Но все же я бы сказал, что тяга к высокому идеалу
молодым свойственна даже в большей мере, чем людям старшего возраста,
которые чаще бывают отмечены внутренней усталостью и цинизмом.
Молодежь к тому же более чувствительна ко всякой фальши и проявлениям
косности.
Кстати, если взглянуть на статистику, то картина окажется
и вовсе не столь безотрадной, как видится некоторым, - среди
молодежи людей верующих больше, чем среди людей среднего возраста.
И эта перспектива обнадеживает.




06-09-2002, Труд