TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Спецсигнал

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ, КОГДА ИНСПЕКТОР ГИБДД ПОПРОБОВАЛ ОСТАНОВИТЬ
МАШИНУ БОЛЬШОГО НАЧАЛЬНИКА.
ВИТАЛИЙ ГОЛОВАЧЕВ.
Удивительные совпадения устраивает порой господин Случай. С
интервалом в два дня в Эстонии и Москве произошли не совсем
обычные дорожные инциденты, связанные с высокопоставленными
должностными лицами.
Начиналось все похожим образом, а вот финал отличается
разительно.
В Эстонии патруль остановил на шоссе за превышение скорости
автомобиль министра внутренних дел Юри Мыйза ("Труд" рассказал об
этом эпизоде 26 августа с.г ). Примечательно, что министр не
предъявил полицейским имевшийся у него документ, разрешавший
ехать с нарушением правил дорожного движения, ибо г-н Мыйз
направлялся не по служебным - по личным делам. Глава МВД
полностью признал правоту патрульных и терпеливо ожидал на шоссе,
когда будут оформлены все бумаги. Теперь министру грозит штраф в
размере от 60 до 150 дневных зарплат.
Я позвонил на днях в МВД Эстонии, чтобы уточнить некоторые
детали. Вот какие ответы я получил от главы МВД Эстонии на
заданные мной вопросы:
- Кто был за рулем, когда вас остановил патруль?
- Машиной управлял я сам.
- Какой у вас автомобиль?
- Джип.
- Известен ли уже размер штрафа?
- Сумму пока не знаю. Думаю, что скоро, как и положено, получу
извещение и, конечно, уплачу все сполна. Правила дорожного
движения распространяются на всех.
- Знал ли патруль, остановивший вашу машину, что вы являетесь
министром?
- Да, полицейским после ознакомления с моими документами это
стало известно. И очень хорошо, что они не стушевались, а
по-деловому продолжали выполнять свои обязанности.
- Не было ли у вас искушения наказать чересчур исполнительных
полицейских?
- За что? Во-первых, не было ничего "чересчур" - полицейские
действовали в рамках своих должностных инструкций. А во-вторых, я
даже представить себе не в состоянии, что можно наказать
работника за добросовестное выполнение им своих обязанностей.
- И последний вопрос. Сколько автомобилей в Эстонии имеют
спецсигнал?
- Если не считать оперативных машин, то 20...
Эстонские газеты назвали эпизод на шоссе "забавным". Посмотрим
теперь, как развивались аналогичные события в российской столице.
"Забавного" здесь, похоже, было поменьше. Инцидент произошел на
так называемой спецтрассе N 1 (Можайское шоссе - Кутузовский
проспект). Сотрудник инспекции безопасности дорожного движения
догнал и остановил для проверки документов машину одного из
руководителей российского Министерства внутренних дел. Эпизод, на
мой взгляд, в общем-то не столь уж значительный. Однако он был
расценен рядом должностных лиц чуть ли не как "чрезвычайное
происшествие". Чтобы читатель смог представить себе всю картину,
сообщу некоторые подробности. Между прочим, добывать их пришлось
буквально по крупицам, с большим трудом.
Сперва я просто случайно узнал о самом факте остановки
начальственной машины. Не было известно ни фамилии инспектора
ГИБДД, ни должности высокопоставленного чиновника, ни
подробностей происшедшего.
Обратился в московскую автоинспекцию. "У нас подобного не было
и не могло быть", - заявила мне начальник отдела пропаганды
безопасности дорожного движения Московского управления ГИБДД
Галина Плотникова.
"Ничего комментировать не буду и вообще не советую заниматься
этой темой", - в свою очередь отрезал замначальника 3-го отдела
ГИБДД на спецтрассе Виктор Богачев. Подобные советы "не соваться
куда не надо", давали мне и другие. Чем выше был начальник, тем
жестче разговор.
Руководитель Московского управления ГИБДД генерал Николай
Архипкин вообще отказался от комментариев. Это, понятно, лишь
усиливало журналистский интерес.
А помогли мне в конце концов рядовые дорожные инспекторы
(просившие, естественно, не называть их фамилии), возмущенные
всей этой историей.
Суть дела такова. Каждое утро на Можайском шоссе возникают
пробки. Машины, направляющиеся в сторону центра, движутся
медленно, причем правые два ряда вообще "забиты". Но именно в эти
ряды должен непрерывно вливатъся не менее плотный поток машин,
поднимающийся на эстакаду с Рублевского шоссе. В утренние часы
шансов выехать с Рублевки на Можайку не много. Поэтому
регулировщик, стоящий по утрам перед эстакадой, время от времени
перекрывает на пару минут движение по Можайскому шоссе, пропуская
с Рублевки и обычные машины, и правительственные лимузины. В тот
неприятный для сотрудников 1-го отдела ГИБДД день регулировщик в
очередной раз остановил движение, но неожиданно милицейский
"шевроле-блейзер" с надписью "ДПС" ("дорожно- патрульная
служба"), игнорируя жезл постового, выскочил на встречную полосу
и помчался в сторону Триумфальной арки. Опуская подробности,
скажу главное: капитан Игорь Алешков, дежуривший на милицейском
"форде", поехал за "блейзером" и, остановив его недалеко от
Триумфальной арки, попросил водителя предъявить документы.
Подобные действия, по мнению многих моих собеседников, не
должны сегодня никого обижать. Ибо установить проблесковый маячок
сейчас может без особого труда любой человек с деньгами. Так что
проверка документов, особенно если машина вызывающе не реагирует
на указания регулировщика, - это нормально. Но, на беду Алешкова,
в автомобиле был не какой-нибудь там "штафирка", а заместитель
министра внутренних дел Петр Латышев.
И остановка его машины на трассе имела весьма серьезные
последствия. Наказания посыпались как из рога изобилия. Тут уж
постарался начальник московской автоинспекции Николай Архипкин.
Больше всего досталось капитану Алешкову. В присутствии коллег
было объявлено "о его неполном служебном соответствии". И впрямь
уж, какое тут "соответствие", если остановил машину самого
замминистра:
На пикете N 109, что возле кольцевой автодороги, я встретился
с "героем" недели Игорем Алешковым. Он выглядел обескураженным.
"О чем нам говорить? - вздохнул капитан. - Через три месяца
подходит срок выхода на пенсию по выслуге лет. А мне, между
прочим, в районе сорока. Не знаю, оставят ли теперь на службе:"
Думается, три месяца ему дадут доработать, а что будет дальше -
вопрос.
Преступления он не совершил. Хотя инструкцию, конечно,
нарушил. В "Наставлении по работе дорожно-патрульной службы"
говорится, что при проезде автомобилей, "подающих специальные
световые и звуковые сигналы, инспектор ДПС принимает меры к их
безопасному, беспрепятственному проезду по территории поста или
маршрута патрулирования". Начальник всей российской автоинспекции
генерал Владимир Федоров в беседе со мной назвал происшедшее
очень серьезным проступком. И добавил: "Это уже второй подобный
случай на данной трассе.
Безобразие! Не хватало еще, чтобы милиция друг за другом
гонялась". Начальник Главного управления ГИБДД сказал мне в
заключение, что будет докладывать о результатах расследования
инцидента министру внутренних дел. Да, видимо, действительно дело
не шуточное, если заниматься им будет руководитель МВД России. А
мне-то, не искушенному в тонкостях милицейской службы, поначалу
казалось, что дорожный эпизод не заслуживает особого внимания на
фоне уймы более важных проблем и событий.
Между прочим, у нас официально установлено на служебных
машинах три с половиной тысячи "мигалок". "Неприкасаемых"
водителей и пассажиров становится все больше...




06-09-1999, Труд