Поставить новую россию на ноги
Под таким заголовком газета "Вашингтон пост" напечатала
программную, по существу, статью советника президента США по
национальной безопасности Сэмюэля Р. Бергера.
Уже из ее подзаголовка "Наша помощь укрепляет безопасность
американского народа" можно понять, что эта статья является
ответом на те обвинения, которые раздаются в адрес
госадминистрации после того, как разразился скандал с "отмыванием
русских денег" через "Бэнк оф Нью- Йорк". Предлагаем статью
Бергера с некоторыми сокращениями.
Не первый раз люди указывают на проблемы в Москве - на
свидетельства коррупции, должностных преступлений и бегства
капитала, чтобы поставить под вопрос, следовало ли нам налаживать
взаимоотношения с Россией.
Действительно, в сегодняшней России бездна проблем. Но они не
должны заслонять того, что наши взаимоотношения с ней дали
американскому народу. Начиная с 1992 года наши усилия помогли
демонтировать почти 5000 ядерных боеголовок в бывшем Советском
Союзе; ликвидировать полностью ядерное оружие на Украине, в
Белоруссии и Казахстане; обезопасить важные технологии; вовлечь
более 30000 ученых военной промышленности в мирные исследования;
получить сотни тонн урана, извлеченного из демонтированного
российского оружия. Сегодня три четверти нашей помощи России
посвящены программам, которые уменьшают опасность ядерной войны и
распространения ядерного оружия.
Ничего этого не могло бы произойти, если бы мы одновременно не
оказывали поддержку трансформации России в более стабильное,
открытое и процветающее общество - несмотря на все разочарования
на этом пути.
Наш подход к проблеме российской трансформации основан на
предпосылке, которая верна по сей день: реформа потребует целого
поколения или более того. Ни успех, ни провал не предопределены.
Но способствовать успеху - в наших интересах. На этой, ранней,
стадии единственный путь потерять Россию - это махнуть на нее
рукой, как на уже потерянную.
Чтобы понять коррупцию в России, мы должны понимать, что ее
корни - в наследстве, доставшемся от советского коммунизма.
Коммунистическая элита экспроприировала государственное достояние
для умножения своего благосостояния и усиления власти. А
советские граждане привыкли "заимствовать" у государства, чтобы
обеспечить себе сносное существование. Поэтому первой и наиболее
важной задачей, стоявшей перед российскими реформаторами в начале
нынешнего десятилетия, была передача государственного достояния
под частный контроль.
Когда демократически избранные лидеры России решили начать
приватизацию, а не ждать в надежде, что для этого наступит более
подходящий день, мы пытались помочь наладить этот процесс. Мы
помогли России создать комиссию по ценным бумагам и биржевым
операциям и национальную электронную систему по продаже акций,
которая позволила бы торговать ими открыто. Мы способствовали
развитию малого бизнеса, направляя помощь через
неправительственные организации и местные органы власти.
К сожалению, система со слишком большим количеством плохих
правил уступила место системе со слишком малым количеством
хороших правил. Для многих россиян приватизация в 1995 году
означала закулисные сделки по горстке крупных предприятий -
программу, которую мы отказались поддержать.
Но если Россия добилась меньшего прогресса, чем надеялись
оптимисты, она добилась большего, чем опасались пессимисты.
Возникли десятки тысяч частных предприятий. Было положено начало
российскому среднему классу. С помощью Международного валютного
фонда Россия поборола гиперинфляцию.
И самое важное, россияне свободно выражают свое мнение,
избирают своих лидеров, призывают их к ответу. Раз за разом они
отвергали возвращение к коммунизму. Готов держать пари, что они
поступят так же опять.
Что же касается коррупции, мы говорили об этом прямо - на
ранней стадии и достаточно часто. Находясь в Москве в 1995 году,
президент Клинтон призвал к "всеобщей битве за создание рынка,
базирующегося на законопослушании, а не на беззаконии". В 1998
году он дал ясно понять, что инвестиции в российскую экономику
зависят от того, "насколько строго будет осуществляться контроль
за коррупцией и превышением власти".
Задолго до того, как прозвучали нынешние обвинения,
официальные лица американских правоохранительных органов начали
расследовать действия российской организованной преступности и
готовить обвинительные документы. В начале 1997 года
вице-президент Гор настоятельно убеждал премьер- министра
Черномырдина поддержать законопроекты, направленные против
отмывания денег и преступности, которые потом были одобрены и
Думой, и Советом Федерации. Мы считаем, что президент Ельцин не
должен был накладывать вето на законопроект об отмывании денег
Хотя у нас пока нет доказательств, что займы МВФ
разворовывались, мы будем и впредь настаивать на оговорках,
которые обезопасят и сделают "прозрачными" программы МВФ как
обязательное условие для выделения фондов. Пока же фонды МВФ
могут использоваться Россией только для рефинансирования ее
долгов этой организации.
В конечном счете подотчетности властей должны добиться сами
россияне. То, что они имеют сейчас свободу и силу ее обеспечить;
то, что правда больше не скрыта от них, а обнажается энергичной
прессой; то, что они переломили хребет коммунизма и избрали путь
достижения своих чаяний вместе с остальным миром, а не в
противостоянии ему, - все это является наиболее обнадеживающим
развитием нашего времени. Выступая вместе с ними, когда возможно,
но отстаивая наши интересы, когда это необходимо, мы сделали
жизнь американского народа неизмеримо более безопасной. Это
остается верным курсом для Америки.
06-09-1999, Труд