Мыловарня пять раз в неделю
Последние три воскресенья наша старая знакомая - еженедельная
аналитическая программа Николая Сванидзе "Зеркало" - решительно
изменила свой облик. Из солидной, как заведено по правилам этого
жанра, передачи она превратилась в завлекательное ток-шоу с
музыкальными и театральными номерами, исполняемыми прямо в
студии, с возникающими чудесным образом из-за кулис
знаменитостями, с многоголосием приглашенной публики.
Можно, конечно, объяснить эти перемены стремлением ведущего
разнообразить свою творческую палитру. Но дело, думается, в
другом. Недаром Сванидзе в недавнем газетном интервью сказал без
обиняков: "Я - "политическое животное" с очень хорошим нюхом".
Ясно, что опытный тележурналист почувствовал, откуда ветер дует,
и поспешил сделать для себя выводы.
Тут надо сказать об одном обстоятельстве, способном ввести в
заблуждение даже самого искушенного знатока ТВ. Приход Олега
Добродеева в качестве руководителя РТР был прочитан всеми
однозначно. Новый гендиректор государственного ТВ призван
воплотить соответствующую взглядам новой власти концепцию
вещания. Именно концепцию, а не очередную модель, меняющуюся от
сезона к сезону и от одного теленачальника к другому.
За последние месяцы и сам Добродеев, и его соратники не раз
заявляли об особых требованиях, которые следует предъявлять к
государственному ТВ. О том, что оно не должно гоняться за
сверхвысокими рейтингами. Что у него другие, более серьезные
критерии - общественной пользы. Но, кажется, Добродееву пока что
не удается воплотить в жизнь свои принципы. Не поверите, но в
репертуаре государственного канала сегодня можно увидеть гораздо
больше низкопробной коммерческой продукции, нежели на любой из
частных телекомпаний. К примеру, в будни на РТР идет по восемь
(!) "мыльных опер" в день. Ничего подобного нет ни на одном
другом канале. А в самое лучшее вечернее время эфир предоставлен
разного рода развлекательным передачам. Вопреки ожиданиям РТР не
только сохранило в сетке вещания стократно и с разных сторон
раскритикованный "Аншлаг", но и добавило к нему немало подобных
опусов.
Мало того, государственный канал даже переманивает у
конкурентов некоторых столпов телекоммерции. Зрители, конечно,
знают, что все последние годы Евгений Петросян со своей
"Смехопанорамой" был постоянным персонажем ОРТ. И вдруг его
юбилейную программу "Кто же этот Петросян?", занявшую весь
пятничный вечер, показало РТР. Если вспомнить, опять же, изрядное
количество справедливых нареканий, прозвучавших в последнее время
в адрес этой затеи, то нетрудно понять, что госканал, привечая
юбиляра, одержал сомнительную победу.
Вообще в развлекательном жанре РТР демонстрирует явно не самый
лучший вкус. Это заметно по тому, какие фигуры выбирает канал,
сколько времени им отдает, на какое место в сетке вещания их
ставит. В воскресенье, например, в лучшее вечернее время нам
показали трехчасовой концерт Ирины Аллегровой, а небольшой
документальный фильм о Лидии Руслановой, приуроченный к столетию
знаменитой русской певицы, вышел в понедельник далеко за полночь.
Мне скажут, что Русланову помнят разве что зрители старшего
поколения, а Аллегрова - действующая "поп-звезда". Не стану
спорить по поводу несопоставимости их нынешних рейтингов. Но
государственное ТВ, думаю, тем и отличается от коммерческого, что
вершины национальной культуры на нем не должны зависеть от
сиюминутной популярности.
Нечто подобное происходит на РТР и с публицистическими
жанрами. Тут тоже все самое интересное в сетке вещания
оттесняется куда-то на периферию. И это несмотря на то, что
Добродеев является горячим поборником и организатором
качественной телепублицистики. Можно, скажем, понять, почему на
РТР не очень-то жалуют передачи, имеющие уже долгую историю, -
например, "Мужчина и женщина". Но почему та же (или почти та же)
участь постигла программы этого сезона?
Сильно начал Владимир Молчанов свой цикл "И дольше века."
Однако в сетке РТР он стоит в такое неудобное время, что его
может посмотреть ничтожная часть аудитории. Боюсь, у журналиста
из-за этого скоро опустятся руки: ну как можно делать передачу,
рассчитанную на широкий общественный резонанс, если при всем
желании она такого резонанса не получит? А с бывшим "взглядовцем"
Александром Политковским дела обстоят еще хуже. Отлученный от
канала ТВ-6, где у него было постоянное и неплохое место в сетке
вещания, на РТР он просто потерялся, утонув в послеполуночном
телерепертуаре.
Незадолго до полуночи в эфире состоялась и премьера цикла
Натальи Метлиной "1000 и одна душа", ставшая, пожалуй, самым
ярким явлением нового сезона не только РТР, но и всего нашего ТВ.
Фильм "Стас" этого цикла обжег пронзительной правдой долго
скрываемой от общества трагедии. Метлина рассказала о детской
проституции и производстве видеопорнографии. В отличие от иных
телепублицистов, способных разве что произносить гневные
филиппики, автор без лишних слов отправилась в Питер, сдружилась
там с героем своей грустной истории - обаятельным и не по годам
мудрым подростком. В общении с этим "тружеником панели"
журналистке удалось избежать снисхождения и панибратства, которые
в таких случаях обычно сопутствует большинству ее коллег
Прозаизм и откровенность фильма оставили по-настоящему страшное
впечатление. Но, бьюсь об заклад, его посмотрело ничтожное
меньшинство зрителей, хотя тема, поднятая Метлиной, заслуживает
того, чтобы этот фильм увидели все. Отнесись РТР бережнее к своей
собственной продукции, уверен, все было бы совершенно по-другому.
Представьте себе, что госканал заранее проанонсировал бы фильм
Метлиной, поставил его в самое лучшее вечернее время, пригласил в
студию педагогов, медиков, юристов, депутатов, просто родителей.
Потом сразу же после показа всерьез обсудил поставленную в нем
жгучую проблему. Да еще подключил бы в прямом эфире миллионы
людей, провел интерактивный опрос о мерах, которые должно принять
общество в борьбе с пороком.
Ну скажите положа руку на сердце, какой был бы рейтинг у такой
передачи? Уступила бы она "этому Петросяну" или концерту
эстрадной дивы? И, главное, кто бы мог усомниться в том, что это
- истинно государственное, живущее нуждами народа ТВ?!
Анри ВАРТАНОВ.
09-11-2000, Труд