TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Восточный вектор

На вопросы корреспондента "Труда" о политике России в
Азиатско- Тихоокеанском регионе отвечает заместитель министра
иностранных дел Российской Федерации Григорий Карасин.
- Григорий Борисович, какое влияние, на ваш взгляд, оказали
события на Балканах на международную политику в Азии?
- В Азии есть немало проблем, потенциально способных серьезно
дестабилизировать международные отношения: положение на Корейском
полуострове, индо-пакистанские противоречия, территориальные
споры. Остро стоит вопрос нераспространения ядерного оружия и
ракетных технологий. В ряде стран весьма непросты
внутриполитическая и социально- экономическая ситуации. Многие из
имеющихся здесь сложных ситуаций достались в наследство от
истории и не поддаются простым решениям. В этих условиях очень
важно избежать соблазна перенести сюда опыт односторонних силовых
акций, которые могут иметь самые непредсказуемые последствия. Не
хотелось бы, чтобы пример Югославии был использован в качестве
возможного прецедента в Азии...
Встреча "Шанхайской пятерки" в Бишкеке показала, что в регионе
понимают реальную опасность рассуждений об "ограниченном
суверенитете" и призывают к здравому смыслу и соблюдению
международного права. Другая опасная перспектива - внедрение в
АТР под различными предлогами блоковых подходов.
На первый план российской политики в Азии выходит задача
укрепления существующих в регионе многосторонних механизмов
поддержания мира и стабильности. Центральным среди них является
Асеановский региональный форум по вопросам безопасности, или, как
его принято называть сокращенно, АРФ - крупнейшая структура
многостороннего политического диалога в Азии, объединяющая
ключевые государства региона - Россию, США, Китай, Индию, Японию,
страны АСЕАН, а также Евросоюз.
Одновременно продолжаем интенсивный диалог с соседями по АТР в
двустороннем формате.
- Кстати, недавно российская делегация во главе с министром
иностранных дел Игорем Ивановым участвовала в работе Асеановского
регионального форума в Сингапуре.
- Там в широком концептуальном плане была рассмотрена ситуация
в мире и регионе. Дискуссия показала, что взаимоотношения в
четырехугольнике Россия - США - Китай - Япония остаются ключевыми
для стабильности в АТР. Многие страны региона не скрывают своей
заинтересованности в присутствии России в бассейне Тихого океана,
поскольку видят в нас, как в одном из региональных "полюсов",
дополнительный противовес влиянию друг друга, важный элемент
поддержания сложившегося баланса сил. При этом нашу страну
воспринимают как естественного участника процессов в АТР, как
равноправного ответственного партнера. Более того, растет
понимание того, что решение наиболее острых региональных проблем
не может быть полным без учета объективных интересов России, а
зачастую просто невозможно без нашего активного участия.
- Почему Москва озабочена выдвигаемым США и поддерживаемым
Японией проектом системы противоракетной обороны (ПРО) в
Восточной Азии?
- Серьезная озабоченность проявляется не только в Москве. Ее
разделяют, в частности, в Пекине. Эти планы нельзя рассматривать
иначе как в тесной увязке с шагами американской стороны по
подготовке к развертыванию своей национальной системы
противоракетной обороны. Позиция России заключается в том, что
подрыв или нарушение Договора по ПРО привели бы к целому ряду
негативных последствий: возникновению новых факторов
дестабилизации обстановки, появлению предпосылок для
возобновления гонки вооружений и дополнительных препятствий на
пути разоруженческого процесса.
- Как бы вы могли охарактеризовать нынешний этап
провозглашенных Москвой и Пекином "равноправных и доверительных
отношений, нацеленных на стратегическое взаимодействие в XXI
веке"?
- Российско-китайские отношения переживают, пожалуй, лучший
период в своей истории. В основном урегулированы пограничные
вопросы, реализуются меры по укреплению доверия в военной области
и взаимному сокращению вооруженных сил в районе границы.
Сложилась практика регулярных контактов на уровне глав государств
и правительств, центральных органов законодательной,
исполнительной и судебной властей, созданы инфраструктура
межрегиональных связей, механизмы диалога между общественными
организациями.
Достигнута договоренность о наращивании торгово-экономического
сотрудничества, и прежде всего скорейшей реализации крупных
совместных энергетических проектов в Сибири и на Дальнем Востоке.
Назрела необходимость скорейшего урегулирования проблем,
связанных с режимом поездок граждан, взаимной перерегистрацией
недвижимости, других вопросов. Думаю, что сложившаяся в наших
отношениях доброжелательная атмосфера позволит успешно решить эти
задачи.
Встреча в Бишкеке лидеров наших стран подтвердила, что, имея
близкие или совпадающие позиции по ключевым вопросам мировой
политики, Россия и КНР успешно взаимодействуют в международных
делах, способствуют утверждению многополюсного мироустройства,
укреплению мира, стабильности и безопасности в АТР и на
глобальном уровне.
- На какой стадии находится работа по подготовке мирного
договора между Россией и Японией, который планировалось подписать
к 2000 году?
- Удалось выйти на проект широкого содержательного документа,
который российская сторона предлагает назвать Договором о мире,
дружбе и сотрудничестве. Он практически согласован, за
исключением территориальной статьи.
Москва настроена на конструктивный поиск взаимоприемлемого
решения вопроса о пограничном размежевании с Японией. Хотелось
бы, однако, четко и определенно сказать о том, что такое решение
должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и
территориальной целостности России, опираться на существующие
реалии, пользоваться поддержкой общественности России и Японии и
быть одобренным высшими законодательными органами обеих стран.
Полагаем, что вполне реально заключить такой договор, если
японская сторона конструктивно откликнется на предложение
президента России Б. Ельцина, изложенное премьер- министру Японии
К. Обути в ноябре 1998 года в Москве. Рассчитываем на
благожелательный ответ японской стороны на это предложение в ходе
следующей российско-японской встречи на высшем уровне. Это
предложение дает возможность продуктивно продолжать переговорный
процесс и одновременно активно развивать российско-японские
отношения во всем их комплексе, продвигать вперед связи и
контакты между россиянами и японцами в районе Южных Курил,
включая налаживание совместной хозяйственной деятельности.
Кстати, стороны близки к оформлению договоренности о максимально
облегченном режиме посещения островов их бывшими жителями из
числа японских граждан.
- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию на Корейском
полуострове. Насколько реально подключение России к процессу
межкорейского урегулирования?
- На сегодняшний день основной формат обсуждения вопросов
урегулирования на Корейском полуострове - это четырехсторонние
переговоры с участием двух корейских государств, США и Китая. Мы
желаем им успеха. Однако серьезных результатов эти переговроы
пока не принесли.
Одна из основных причин, как представляется, - ограниченность
повестки дня, которая фактически сведена к подведению итогов
Корейской войны 1950 - 1953 гг Думается, необходим комплексный
подход к проблемам Кроейского полуострова, их интегрирование в
широкий контекст региональной безопасности. А такой подход
требует более широкого круга участников.
Было бы неправильно утверждать, будто Россия пассивна в
корейском урегулировании. Ситуация на полуострове непосредственно
затрагивает интересы безопасности нашей страны. Поэтому данная
тематика - одна из основных в нашей дипломатической работе с
обеими Кореями и ключевыми государствами региона - Китаем, США,
Японией. Мы проводим твердую линию: корейский вопрос должен
решаться только мирным, политическим путем, какие-либо резкие,
непродуманные действия, тем более силовые акции наподобие
косовской недопустимы, поскольку могут взорвать ситуацию в
регионе. Думаю, что эффективности политики России способствует и
курс на сбалансированное развитие отношений с обоими корейскими
государствами.
- Как обстоят дела с подготовкой нового договора между Россией
и КНДР?
- Мы считаем, что Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной
помощи между СССР и КНДР, заключенный в июле 1961 года, сыграл
важную роль в развитии двусторонних отношений и в обеспечении
мира и безопасности на Корейском полуострове. Вместе с тем в его
тексте фиксируются идеологические принципы, которые уже не
определяют наших отношений.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что новая военная
доктрина России не предусматривает заключения военных союзов с
зарубежными странами, за исключением государств СНГ.
С учетом этого и исходя из стремления развивать традиционные
дружественные отношения с КНДР, мы предложили корейской стороне
заключить новый договор - о дружбе, добрососедстве и
сотрудничестве. В марте этого года в Пхеньяне был окончательно
согласован текст нового базового документа межгосударственных
отношений двух стран.
Рассчитываем, что он скоро будет подписан. Подчеркну, что
новый договор не направлен против интересов какой-либо третьей
страны, он послужит делу мира и безопасности на Корейском
полуострове в целом.
- В чем конкретно выражается сегодня участие нашей страны в
деятельности форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое
сотрудничество" (АТЭС)?
- С прошлого года мы участвуем во встречах глав государств и
правительств стран - членов Форума, встречах министров
иностранных дел и торговли. Российские представители подключаются
к деятельности многочисленных рабочих групп и других органов
Форума. Кстати, сейчас они активно работают над подготовкой
очередной встречи лидеров стран АТЭС, которая пройдет в сентябре
в Окленде (Новая Зеландия).
При этом участие России не ограничивается
межправительственным, официальным уровнем. Представители
российского бизнеса входят в состав Делового консультативного
совета АТЭС. По инициативе и под эгидой МИД России создан Деловой
клуб АТЭС, объединивший представителей российских деловых кругов,
заинтересованных в развитии своего бизнеса в регионе.
Мы рассчитываем, что взаимодействие в рамках АТЭС, более
глубокое знакомство с нашими партнерами будут способствовать
укреплению взаимного доверия, которое наряду с состоянием
инвестиционного климата в стране является важным фактором
расширения зарубежных капиталовложений.




06-09-1999, Труд