TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

на кону - триллион рублей

Нужно было набить немало шишек, ввергнуть экономику страны в
тяжелейшие испытания (в том числе и финансовый кризис 1998-го),
залезть в непомерно затянувшуюся долговую петлю, чтобы понять
простую истину: жить надо по средствам. Именно на этом принципе и
основан проект федерального бюджета на 2001 год. Впервые за
долгое время расходы равны доходам (1 триллион 193 миллиарда
482,9 миллиона рублей). Напомню: в 1997-м дефицит был
запланирован в сумме 118 миллиардов (в деноминированном
масштабе); в 98-м - 168; в 99-м - 62 и даже в подписанном
Борисом Ельциным документе на
2000-й год - 57 миллиардов (благодаря высоким ценам на нефть и
дополнительным доходам мы имеем сегодня не дефицит, а большой
профицит). Однако в следующем году, не исключено, "черное золото"
может резко подешеветь, и еще не известно, удержится ли цена на
запланированном в проекте бюджета уровне - 21 доллар за баррель.
Так что правительство, очевидно, правильно делает, не закладывая,
как этого требуют оппоненты, дополнительные доходы в главный
финансовый документ страны. Если появятся прогнозируемые
некоторыми специалистами 150 или 200 миллиардов рублей сверх
плана, тогда кабинет министров вместе с Госдумой и решат, как их
лучше потратить.
Впрочем, уже есть некоторые прикидки: половина дополнительных
средств пойдет на погашение внешнего долга. Положение здесь очень
напряженное. Если не удастся согласовать с Парижским клубом
условия реструктуризации, то надо будет отдавать в 2001 году 14,5
миллиарда долларов. При прогнозируемом курсе 30 рублей за
"зеленый" получается 435 миллиардов. На обслуживание и погашение
внешнего долга в бюджете предусматривается 11,3 миллиарда
долларов, что на три миллиарда меньше необходимого. И
дополнительные доходы были бы очень кстати.
Кроме погашения госдолга, 20-25 процентов дополнительных
средств могут быть направлены на увеличение расходов по графе
"национальная оборона". Эти деньги нужны в том числе и на
проведение так долго откладываемой военной реформы. Если в
течение ближайших лет будут созданы экономические условия для
перехода на профессиональную армию, то станет реальностью
желанная для молодежи отмена обязательного призыва на воинскую
службу.
Сравнение представленных в Госдуму проектировок с бюджетом
нынешнего года показывает заметное увеличение ассигнований по
всем основным статьям. Например, расходы на национальную оборону
вырастут со 140,8 до 206,3 миллиарда рублей; на образование - с
32 до 45,8; здравоохранение - с 15,9 до 21,2. Особенно весома
прибавка по разделу "Социальная политика": с 62,9 до 107,2
миллиарда. В проекте бюджета нет конкретных цифр о среднедушевых
доходах населения, будущей зарплате россиян по месяцам. Но, судя
по экономическому прогнозу, материальное положение граждан
несколько улучшится. Получка будет опережать рост цен
(запланированная инфляция на следующий год - 12 процентов). По
одному из вариантов прогноза среднемесячная зарплата (в расчете
на год) составит около 2900 рублей . Это значит, что в январе
2001-го она может составить примерно 2400, а в декабре - в
пределах 3100 - 3300 рублей (для сравнения: в августе нынешнего
года средняя зарплата была 2325). Уже с января будущего года
правительство намерено повысить на 20 процентов выплату денежного
довольствия военнослужащим и на столько же увеличить расходы по
зарплате работников бюджетной сферы.
Все это хорошо, однако ситуация в социальной сфере настолько
остра, что предлагаемых мер недостаточно. 50 миллионов россиян,
по официальным данным, прозябают за чертой бедности. После
финансового обвала в 98-м реальные доходы граждан все еще на
четверть ниже уровня 1997 года (не говоря уж о дореформенных
временах). Задолженность по зарплате снова растет и превысила 40
миллиардов рублей (в бюджетном секторе - 7 миллиардов). Один из
ярких примеров - нищенское, унизительное положение учителей,
которые не получают полностью даже свою грошовую зарплату: Все
это требует более энергичного продвижения в социальной сфере.
Именно сюда, возможно, следует направить и часть дополнительных
доходов (если они, конечно, появятся).
Принципиальной особенностью обсуждавшегося вчера проекта
является новый механизм межбюджетных отношений. Федеральный центр
готов взять на себя выплаты детских пособий, а также
финансирование Законов "О ветеранах" и "О социальной защите
населения". Для этого в дополнение к Фонду финансовой поддержки
регионов предлагается создать еще и Фонд компенсаций. Деньги из
него пойдут в регионы целевым порядком, строго по назначению.
Сегодня во многих краях и областях выдача детских пособий, а
также выплаты ветеранам, инвалидам задерживаются не на один
месяц, что приводит к серьезным конфликтам, вызывая справедливое
возмущение. Теперь федеральные власти берутся за решение этой
острейшей проблемы. Названные законы должны выполняться на всей
территории страны.
Еще одна особенность нового бюджета - сокращение гарантий
правительства в тех случаях, когда привлекаются связанные
кредиты. Это, как отмечал президент, весьма неэффективная форма
поддержки инвестиционного процесса. Поэтому объем таких кредитов
будет сокращен с 1 миллиарда до 550 миллионов долларов.
Новый бюджет не обещает ни экономического чуда, ни семимильных
шагов к всеобщему благоденствию. Он предлагает всем нам всерьез
потрудиться, чтобы закрепить и развить позитивные тенденции. Цель
правительства - не авантюрный "большой скачок" (который, как не
раз показывала история, обречен на провал), а кропотливая работа,
основательное (и поэтому надежное) продвижение вперед
(прогнозируемый рост ВВП, по минимальным оценкам, 4 процента).
Лучше шаг за шагом выбираться из ямы, чем повторить печальный
опыт августа 98-го. Все реформы, по словам министра
экономического развития и торговли Германа Грефа, базируются "на
раскрепощении нашего российского производителя". Поддержка нового
бизнеса (а не олигархов) является сегодня одной из приоритетных
задач. Снижение налогов, заложенное в проекте бюджета, - важный
(и не единственный) шаг в реализации этой политики. Успех,
однако, будет достигнут только в том случае, если удастся
консолидировать общество, объединить усилия всех ветвей власти.
Виталий ГОЛОВАЧЕВ, политический обозреватель "Труда".




06-10-2000, Труд