TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Путешествие из кишинева в москву наш корреспондент отправился в рейс с водителем-дальнобойщиком, доставляющим в столицу россии грузы из ближнего зарубежья

Наш корреспондент отправился в рейс с
водителем-дальнобойщиком, доставляющим в столицу России грузы из
ближнего зарубежья Мой давний знакомый Сергей, некогда
специализировавшийся на перевозке плодоовощной продукции из
Молдавии в Россию, верность профессии сохранил. Однако ни овощи,
ни фрукты, как и большинство его коллег, уже не возит. С одной
стороны, потому, что грузопоток их сократился в несколько раз. Но
не это стало главной причиной - профессионал такого класса и
сегодня в заказчиках недостатка особого не испытывает. Отказаться
от привычного дела заставило другое. Впрочем, Сергей в
подробности вдаваться не стал. Предложил лишь, как и в прежние
времена, отправиться с ним в рейс и испытать все на себе. Одно
только условие поставил - не называть фамилии. И вот мы в пути.
Границу между Молдавией и Украиной у городов Атаки и
Могилев-Подольский преодолели относительно быстро. Молдавскую -
почти что не молниеносно. Минут 30 Сергей отсутствовал вместе с
документами, затем появился довольный и завел машину - все
формальности позади. Тяжело урча - почти 20 тонн груза (мы везем
в Москву мебельные щиты одного из предприятий города Бельцы) дают
о себе знать, - тягач медленно преодолевает мост через Днестр,
разделяющий два государства, и упирается в шлагбаум - въезд на
украинскую таможню. Ее территория почти пуста - две большегрузные
фуры да с пяток легковушек. Пограничник все же не спешит впускать
нас.
Сергей выходит к нему, о чем-то шепчется, и нам тут же
открывают "зеленый".
- Что за словечко заветное ты ему сказал? - спрашиваю
приятеля.
- Десять гривен отстегнул.
Это, как выяснилось, лишь начало. Украинскую границу
преодолеть (российскую, впрочем, тоже) - не поле перейти.
Начинаются наши марш-броски от окошка к окошку. Вначале мчим к
пограничникам, чей пост на таможенном терминале. Берем у них
"бегунок", и тут начинается - экологический контроль, санитарный,
карантинный, служба международных перевозок... И везде в ход идут
гривны. Сергей настойчиво требует квитанции, которые всюду так и
норовят не выдать. С кипой бумаг добираемся наконец до вагончика,
где оформляют транзитную декларацию. Здесь документы тщательно
просматривают, сверяют с каталогами, прейскурантами, еще с
чем-то, вносят в компьютер. Занимает процедура минут 30. Платим
62 гривны и с дискетой и документами готовы предстать пред очи
главного на таможне человека - инспектора. Но у него пересменка.
Да еще два грузовика с яблоками перед нами. Приходится ждать.
Минут через 30 оживает рукав, по которому движутся легковушки.
Бравый - под два метра ростом и не менее центнера весом -
таможенник лихо расправляется с ними. Одним тут же на своем
колене ставит заветный оттиск печати, что хранит, словно
пистолет, на поясе в футляре. Другим жестом повелевает свернуть
вправо, где его коллеги начинают тщательный досмотр. Чем
руководствуется страж экономических интересов Украины, мне не
понять. Случается, что, повелев кому-то свернуть на досмотр,
после пары-другой фраз водителя (мне они не слышны) отменяет свое
решение и тянется к "кобуре". Одно "усек" я точно - тех, кто,
подъезжая к посту, приветствует стража, словно знакомы они уже
давно (не менее половины машин с приграничными номерами обеих
стран), на досмотр не заворачивал ни разу.
Наконец фуры с яблоками выруливают на площадку досмотра (там
они оставались и после нашего отъезда), и инспектор начинает
заниматься нами. Пока он сверяет на своем компьютере показания с
дискетки, Сергей мчит в кассу вносить таможенный сбор. "Добро" на
выезд получаем почти сразу - деревяшки у инспектора подозрений не
вызывают, и мы трогаемся. Однако через несколько метров опять
остановка - пограничники требуют еще 82 гривны.
Сергей ездит туда-обратно едва ли не ежемесячно, но такую
сумму просят с него впервые. На таможне права качать - себе
дороже (на обратном пути Сергей ввязался-таки в спор, когда
страховой агент на выезде (!) из страны потребовал 15 гривен),
вносим положенное, и наконец-то мы в Украине.
Машина неспешно преодолевает подъемы, а я подбиваю первые
итоги финансовых затрат. Две таможни облегчили кошелек Сергея на
тридцать лей (молдавская валюта) и 283 гривны (украинская), отняв
в общей сложности без малого восемь часов - почти полный рабочий
день. Сергей замечает, что это на грани максимально возможного
успеха. Впрочем, гладкое и скорое прохождение кордонов
"смазывалось" соответствующей купюрой. По пути в Москву на
таможне Катериновка, что в Сумской области Украины, у въездного
шлагбаума Сергей издали приметил милиционера и тут же отстегнул
ему 10 гривен. Тот и бровью не повел.
- Для чего? - спрашиваю.
Сергей лишь усмехнулся. Часа через три, когда мы уже на
российской стороне въезжали на таможню Рыльск, за него ответил
пограничник. С паспортами полный ажур, однако человек из
вагончика потребовал - не попросил даже - полтинник.
- Для чего? - повторяю уже ему вопрос.
- Чтобы проблем не возникало, - последовал лаконичный ответ.
Проблем в Рыльске у нас действительно не возникло. А могли бы.
У нас было припрятано бутылок 20 коньяка. Потому-то и был столь
сговорчив мой напарник со стражами порядка любого ранга. Более
того, в Катериновке, куда мы прибыли под самую пересменку, Сергей
не задумываясь дал таможеннику десять долларов, лишь бы до
перерыва пропустил. Опытный вояжер знал, что, приняв невинную
мзду, инспектор в конце смены придираться особо не станет, тем
более когда в машине одни деревяшки.
Но вернемся к подсчетам. В общей сложности восемь таможен
"съели" у нас за рейс 29 часов. За рулем Сергей провел в пути 74
часа. Еще сутки на растомаживание груза в Москве, да почти
столько же на оформление документов в Кишиневе я в расчет не
беру.
Если бы только таможни средства и время отнимали! Об умении
украинских гаишников вытягивать деньги из водителей ходят
легенды. В небольшом городке Бутурлин, что на Сумщине, остановил
нас дорожный страж. Наметанным глазом пробежал документы - груз
для поживы явно неперспективный. Но шустрому служивому к чему
придраться, долго искать не пришлось. У заднего борта он заметно
оживился, вперив глаза в крупные (на мой непросвященный взгляд)
буквы и цифры.
- Номера нестандартные! - торжественно возопил гаишник. И тут
же добавил: - Семнадцать-тридцать четыре.
Я поначалу не понял даже, что сие означает. Гаишник охотно
пояснил - вилка штрафа в гривнах. Сергей меж тем заспорил:
- Международные правила написания номера на борту не
предусматривают.
Тут гаишник и выдал перл, достойный легенды.
- Те меня не касаются, - говорит. - На Украине даже жезл
специально в высоту номера сделали, чтобы нагляднее было.
И ловко приложил свою "палицу" к борту фургона - сантиметров
пять явно недоставало. Сергей больше не возражал. Заспорил лишь о
размере платежа. Сошлись на 10 гривнах. Без квитанции.
Справедливости ради надо заметить, что и российские, и
молдавские гаишники (хоть и зовутся они по-разному в своих
странах) по части поборов украинским коллегам не уступают.
На обратном пути углядел усатый прапорщик аккурат у поворота,
где мы с основной трассы на Рыльск сворачивали, что лицензия у
Сергея на право осуществлять грузовые перевозки просрочена на два
дня - предполагалось, что в Кишинев он порожняком пойдет, потому
не подумали о продлении. И хотя в прицепе всего ничего груза
было, усмотрел страж дорог прегрешение в этом серьезное -
приказал машину на штраф-площадку ставить.
Для нас это означало катастрофу - без новой лицензии (а за ней
в Кишинев ехать) автопоезд не вызволить. Плюс за охрану машины на
площадке сумма приличная набежит. Выгребли мы с Сергеем все
рубли, что в карманах оставались, - 270 на двоих наскребли.
Этого, к счастью, оказалось достаточно, чтобы инспектор гнев на
милость сменил.
Сергей еще довольно спокойно на все реагирует. Железные нервы
у человека. Но все и у него не так просто, оказывается. Это дошло
до меня уже под Кишиневом: сделав очередной - на сей раз
десятилеевый - взнос полицейскому, мой напарник неожиданно
спросил:
- Теперь понял, почему я фрукты-овощи возить перестал?
Петр РАШКОВ, спец. корр. "Труда".




06-10-2000, Труд