TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

НИКОЛАЙ ФОМЕНКО: КТО УБИЛ ПАПУ ГАМЛЕТА? Кто такой Николай Фоменко, сегодня спрашивать у народа не приходится

Возмутитель общественного спокойствия, пренебрегающий
строгими требованиями "приличия" в телевизионных "Империи
страсти" и "Экстремальных ситуациях". Едкий (иногда до
неприличия) шоумен "Русского радио", популярный киноактер и
соратник Константина Райкина по театру "Сатирикон", муж Маши
Голубкиной и заядлый автомобилист, участвующий в профессиональных
ралли:
- А кем вы себя сами считаете, Николай Владимирович?
- Хороший артист всегда немного шоумен - внушают еще на первом
курсе театрального института. Но не каждый за это берется. А я
считаю себя профессионалом в этом деле. Многие забывают, что
актер - это балаганщик и должен уметь работать не только в
театральном зале, но и на площади. К тому же законы шоу-бизнеса
похожи на законы жизни. Кто их знает, тот своего добьется.
- Похоже, далеко не все ваши слушатели и зрители эти законы
принимают. Ведь есть же в вашей почте письма, где шоумену Фоменко
отказывают во вкусе, деликатности, даже образованности и уме.
- Ну сами подумайте, кто эти письма мог написать. Только люди,
которые до полуночи смотрели, как в "Империи страсти"
раздеваются, а наутро, поостыв, начинали возмущаться...
- Если честно, то и мне всегда было любопытно, почему женщина,
а тем более мужчина стремятся перед телекамерой снять одежду.
- Вовсе не потому, что они эксгибиционисты. И не потому, что
популярности захотели. Когда женщина раздевается, про ее лицо
забывают, какая уж тут известность! Это желание перешагнуть через
свои комплексы, поменять имидж. Многим участникам программы это
удавалось, сами говорили. И потом "Империя страсти" была
пародийной передачей, что не все понимали, глядя в зеркало
телеэкрана. В жизни проигравшему и не такое приходится делать. А
если бы мы захотели показать просто стриптиз, то вышло бы не
хуже, чем в "Плейбое". Но это уже профессионализм другого рода.
- Со стороны кажется, что шоуменом вам действительно работать
легко.
- Легко работать с тем зрителем, который не отягощен, скажем
так, прочитанными книгами и даже на театральный спектакль
приходит, чтобы понять детективную историю: что это был за Гамлет
и кто убил его папу? Но зрителя ли в этом винить? За последние
лет десять мы окончательно смыли тонкий слой культуры. Теперь
хоть целый день по телевизору показывай балеты Бежара, а по радио
читай стихи Бродского, - боюсь, не поймут, начнут сильно
ругаться. В лучшем случае просто выключат. Балаган, маска,
широкий мазок сейчас уместнее, чем изысканный жест, высокий
штиль.
- Вы это с сожалением?
- Конечно. Но пока не научатся правильно писать "стеклянный,
оловянный и деревянный", так и будет. Я ведь сделал сознательный
выбор, потому что по образованию и воспитанию ближе к веку
девятнадцатому. Учился в Питере, наша семья 200 лет жила в одном
и том же доме, очень русская, интеллигентная семья. До 37-го года
все были Князевы. Потом дедушка решил, что если он поменяет
фамилию и уедет в другой город, то избежит лагеря. Не получилось.
Фамилию сменил на Фоменко, но "оттрубил" десять лет. Что было
дальше с нашими людьми, хорошо известно. Но это, к слову говоря,
не повод растирать в порошок прошлое. Во Франции было не меньше
революций, чем в России, но там все памятники соседствуют друг с
другом. Так сохраняется не только культура, но и национальное
достоинство.
- Жаль, что эти слова не слышат в эфире ваши зрители. Может
быть, вы не шоумен, а публицист, правда, раздосадованный? Вдруг,
перейдя из массовой культуры в искусство больших идей, вы
перетянете за собой тех, кто еще не разобрался, по каким законам
жить...
- Если вы можете построить небоскреб, а лепите мазанки,
поневоле возьмет досада. Но это не значит, что небоскребов мы
вообще не построим. Сегодня массовая культура несет людям
настроение, и это уже немало. А роли воспитателя я всегда
остерегался. Как только встанешь на стул и начнешь проповедовать,
искусство тут же закончится. Это проверено не раз. Театр должен
будоражить сознание, "расчесывать" нервную систему. А как наше
слово отзовется, действительно предугадать нельзя.
- Да и мне было сложно предположить, что разговор с актером
комического амплуа, шоуменом будет серьезным. Кстати, в недавнем
интервью одной из московских газет ваша жена Голубкина
согласилась, что вне сцены вы просто устаете юморить, бываете
мрачным. Статья так и называлась: "С кем не шутит Николай
Фоменко".
- Что, снова было интервью? Знаете, я не так давно закончил
эксперимент - год не отвечал ни на какие вопросы журналистов. И
все равно минимум три раза в месяц интервью продолжали
появляться. Одно из них заканчивалось так: обнял он свою жену
Эльвиру, посадил дочку Ксюху на колено, погладил кота Леопольда и
сказал: "Все будет хорошо"! Правда, у нас с Машей дочь Настя, а
кота и вовсе нет, но в принципе какая разница? Финальная фраза
звучит вполне оптимистично, и я готов ее подтвердить.
Александр ЧЕПАЛОВ.




06-10-2000, Труд