TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Исцеление в монастыре трудотерапия в святой обители помогает несчастным избавиться от наркотической зависимости

Среди определенной части питерцев, преимущественно в возрасте
до 35 лет, с некоторых пор необычная наметилась охота к перемене
мест.
По одному ли, группами собирают рюкзаки и отправляются на
остров Коневец, что в трех часах пути от Петербурга, в
юго-западной части Ладожского озера. Едут туда не "за туманом" -
в Коневецком Рождественском мужском монастыре они хотят
излечиться от наркозависимости.
- Желаете поговорить с кем-то из бывших наркоманов? Это вам
нужно идти на Казанский скит, - сказали мне на Коневце. -
Спросите там послушника Дмитрия. Он как раз из "бывших".
Дорога к скиту - широкая и прямая - начинается сразу за
монастырскими стенами. Минут двадцать неспешной ходьбы - и на
взгорье (здесь это место называют Святой горой) открывается в
общем-то грустный вид на полуразрушенный каменный храм,
неказистую келью рядом с ним.
- Вы бы пришли года три назад - вообще одни развалины были, -
заметил вышедший из кельи высокий, лет сорока, худой мужчина в
черном подряснике, поверх которого клеенчатый фартук, заляпанный
краской и штукатуркой. Длинные волосы мужчины схвачены сзади
резинкой. В одной его руке строительный мастерок, другой теребит
черную с проседью бороду.
Дмитрий, а это был именно он, по образованию
инженер-электронщик. Впервые попробовал наркотики лет пятнадцать
назад: "из чистого любопытства". Не заметил, как пристрастился к
ним. С работы уволился, семья развалилась. Однажды почувствовал,
что умирает. Решил сходить в церковь, покаяться перед смертью,
хотя и не был в то время религиозным человеком. Там от батюшки во
время исповеди и узнал об о.Назарии, настоятеле Коневецкого
монастыря и его программе "Новые паломники".
- Меня спас Бог, - убежден Дмитрий. - Нигде и никогда не
чувствовал я себя столь хорошо, как здесь, на острове, среди
братии. Приехал сюда в девяносто четвертом. Был сначала
трудником. Теперь вот - послушник. Готовлюсь принять иночество.
В качестве послушания ему поручено отремонтировать Казанский
скит. Кроме этого, Дмитрий - активный член добровольного
противонаркотического общества "Новые паломники". Помогает всем,
кто приезжает на Коневец по рекомендации этого общества. Носится
с ними, как с малыми детьми, переживает за каждого. "Когда-то,
-говорит, - вот так же носились со мной отец Назарий (сейчас он
возглавляет Александро-Невскую лавру) и другие монахи".
Монастырь вернули Церкви в начале девяностых. Братия была
немногочисленная, рабочих рук хронически не хватало. Но нет худа
без добра: самоотверженный труд монахов, работой и молитвами
избавляющихся от мирских соблазнов, подсказал идею использования
монастырской "трудотерапии" для избавления от наркотической
зависимости.
Сегодня на Коневце монахов вместе с послушниками все так же
немного - и десятка человек не наберется. Есть еще, правда,
трудники. Регулярно приезжают глубоко верующие пожилые женщины,
помогающие в основном по хозяйству - сбор урожая, стирка, кухня.
Основная же тяжесть работ по возрождению обители ложится на
послушников, трудников и "направленцев" из наркоцентров.
Последним достается, как принято говорить, неквалифицированный
труд. Масштабы работ кого угодно способны привести в уныние -
очень здесь все запущено. Если главный храм более или менее
восстановлен и в нем уже проводится служба, то в многочисленных
строениях, жилых помещениях гуляет ветер.
От зари до позднего вечера идет нынче на острове работа. В
короткие минуты отдыха - молитвы и покаяние. Все ли "новые
паломники", попадая сюда, готовы к такой нагрузке? Того ли вообще
ждут от поездки? Судя по тому, что мне рассказывали коневецкие
старожилы, для большинства приехавших на излечение монастырская
трудотерапия оказывается непосильной как физически, так и
психологически. "Поработают день-другой, от силы - неделю, а
затем пускаются во все тяжкие, - посетовал один из послушников. -
Наркотики то ли с собой привозят, то ли так ими "пропитались",
что капли алкоголя хватает, чтобы получить от этой "смеси" кайф.
Спиртное-то здесь достать не проблема:".
- На все воля Божья, - комментирует нынешний настоятель
Коневецкого монастыря иеромонах Мстислав. - Мы делаем все
возможное - предоставляем работу, кров и пищу, давая человеку
шанс начать новую, без наркотиков, жизнь. Кто-то этот шанс
использует, кто-то, увы.
Александр Гепнер много лет "сидел на игле", пытаясь таким
образом выйти из творческого кризиса. Трижды еще в советские
времена побывал в заключении. В итоге художничество свое совсем
забросил. Шесть лет назад случай свел его с о.Назарием.
Послушался совета, приехал на Коневец, мало, впрочем, как
признается, веря в исцеление. Сам попросил направить его в
дальний скит, где провел два года - буквально на хлебе и воде,
практически не показываясь на людях, лишь иногда позволяя себе
спуститься к ладожскому берегу. Как-то принес с прогулки
несколько прибрежных камешков. В холодной келье, при тусклом
пламени свечи, почти вслепую, старыми красками он нанес несколько
штрихов на гладкую, отполированную водой поверхность.
Недавно работы Александра были показаны в Лондоне на
международной выставке и вызвали немалый интерес. Сейчас он
готовит уже персональную выставку, которая также пройдет в
столице Великобритании. Наслышаны о нем в Швеции и Финляндии.
Оттуда на остров приезжает немало экскурсантов. В киоске с
разного рода "русскими" сувенирами продаются и "камешки от
Гепнера" с видами Коневца. Редко кто устоит, чтобы не купить их.
Почти весь доход от продаж работ Александра идет на нужды
монастыря. "Чему я очень рад, - говорит художник. - Мне самому-то
немного нужно: краски да кисти. А кусок хлеба я здесь всегда
имею".
Людмила БЕЗРУКОВА, спец.корр. "Труда".




09-11-2000, Труд