Для боевиков ничто не свято, кроме наживы
Лариса АЛИМАМЕДОВА.
Бандиты взяли в заложники четырех российских женщин, которые
искали в Чечне своих пропавших сыновей-солдат.
Получив информацию об этом бесчеловечном преступлении, я
позвонила в Комитет солдатских матерей России заместителю
председателя Флере Маликовне Салиховской, и она назвала имена
похищенных: Полина Фроловна Захарова из Барнаула, Антонина
Никифоровна Борщова из Ростова-на-Дону, Валентина Александровна
Ерохина из Перми и Роза Зуберовна Халишхова из Нальчика.
О подробностях этого похищения мне рассказала Анна Ивановна
Пясецкая, которая сама потеряла сына-солдата в Грозном в памятную
всем кошмарную новогоднюю ночь. Десять месяцев искала она его в
самом пекле чеченской войны, своими руками перебрала сотни
неопознанных тел, надеясь и страшась найти среди них своего Колю.
И все-таки нашла - на 290-й день со дня его гибели получила,
наконец, цинковый гроб с дорогими останками: Потеряв своего
единственного сына, она нашла горькое утешение в помощи чужим
сыновьям и их родителям - стала одной из самых активных помощниц
Комитета солдатских матерей России и возглавила межрегиональную
общественную организацию "Эхо войны".
Четырех женщин из разных городов России, как и других
"подопечных" Анны Ивановны, объединяет одно: все они - кто
третий, а кто уже и четвертый год подряд - без устали ищут своих
пропавших в Чечне мальчиков. У Борщовой, Ерохиной и Халишховой,
как и у самой Анны Ивановны, сыновья сгинули в неизвестность той
самой кровавой новогодней ночью. С тех пор они не знают покоя - в
поисках хотя бы тоненькой "ниточки" исходили вдоль и поперек всю
чеченскую землю. Они еще надеются, что их мальчики живы, томятся
где-то в плену. Теплится надежда и у четвертой матери - Полины
Захаровой. Хотя она уже похоронила сына, посмертно награжденного
орденом Мужества, но до сих пор не верит материнское сердце, что
это ее Пашенька покоится в цинковом гробу. Так и не опознав сына,
она продолжает твердить одно: "Это не он!", но по-матерински
ухаживает за могилой чужого, как она считает, сына. А своего
продолжает искать. Четырежды побывала в Чечне, и каждый раз
"ниточка" приводила к ложному следу. В последний раз, как
сообщила ее дочь Ольга, она уехала 4 сентября, и больше вестей от
нее не было. Так же бесследно исчезли и три другие солдатские
матери, примерно в одно время с ней приехавшие в Чечню. Эти
женщины встретились, как обычно, в Грозном. В прежние годы
поездки эти были невероятно трудны и обходились им в копеечку -
приходилось влезать в долги, продавать вещи, чтобы прожить и
прокормиться на чужбине. Случалось ночевать где придется и
радоваться каждому куску хлеба. Так было, пока правительство
России не облегчило немного их мытарства: в Грозном был арендован
просторный дом, хозяева которого - два брата-чеченца, - получая
соответствующую плату, обязались принимать женщин, приезжающих на
поиски своих сыновей, обеспечивать им элементарные бытовые
удобства, питание и - подчеркнем это особо - личную их
безопасность. Однако именно отсюда четырех солдатских матерей
увезли в неизвестном направлении. Вот что рассказала об этом Анна
Ивановна Пясецкая.
- Матерей, которые до сих пор ищут хоть какой-то след своих
пропавших в Чечне сыновей, на сегодняшний день осталось примерно
пятьдесят, и эта четверка - из их числа. В Грозный они приезжают
не впервые, каждый раз надеясь на чудо и уезжая в отчаянии. С
надеждой прибыли они и на этот раз, несмотря на то, что из-за
последних событий поиск существенно осложнился.
Сначала в доме, который арендован у двух братьев-чеченцев,
женщин было шесть: кроме них, здесь ночевали еще две матери -
Галина Вольскова и Лидия Белоус. 11 сентября днем приехал некий
чеченец, что само по себе никого не удивило, - ведь в дом с
предложением услуг приходило немало людей, и добрых, и недобрых.
Пришелец сказал Антонине Борщовой и Валентине Ерохиной, что нашел
кого-то, у кого есть сведения об их сыновьях, и предложил им
поехать с ним. По всей видимости, этого человека они уже знали,
потому что без боязни сели в его машину. Больше их никто не
видел.
Двух других - Полину Захарову и Розу Халишхову - похитили
иначе. Утром 13 сентября Вольскова и Белоус уехали по своим делам
в Моздок. В доме, кроме Полины и Розы, были только хозяева.
Вечером, где-то между семью и восьмью часами, на трех машинах
подъехали вооруженные люди, представившиеся "шариатской
гвардией".
Лица некоторых из них скрывали черные маски. Если верить
хозяевам, приезжие были осведомлены о том, что в доме остались
только две матери. К тому же они хорошо ориентировались в
расположении комнат. Схватив опешивших женщин, они заявили им,
что никакие они не солдатские матери, а агенты ФСБ, вытащили из
дому, запихнули в машины и увезли:
Куда, с какой целью? Что касается цели, то она, очевидно, все
та же: поживиться за счет выкупа, хотя взять с несчастных
солдатских матерей просто-напросто нечего. Но, видимо, торговцы
живым товаром рассчитывают на то, что кто-нибудь да заплатит
выкуп. Похитители до сих пор не объявились и не выдвинули своих
требований. У сведущих людей - свое объяснение этому: набивают
цену, чем дольше держат заложника, тем выше поднимается цена на
него.
Но, по мнению Анны Ивановны, похищению солдатских матерей
опосредованно способствовал и тот печальный факт, что знаменитая
Ростовская лаборатория, проводившая большую гуманную работу по
опознанию и идентификации военнослужащих, убитых в Чечне,
практически прекратила ее...
Дом в Грозном сегодня пустует - солдатских матерей
предупредили: приезжать сюда отныне небезопасно. Хозяева -
братья-чеченцы закрыли дом и уехали неведомо куда.
...Постыдное дело - похищение четырех солдатских матерей,
приехавших на поиски своих мальчиков, наглядно показало: поистине
нет предела деградации, разложению человека, ступившего на стезю
разбоя. До сих пор чеченские боевики похвалялись тем, что слово
"мать" для них священно. Теперь уже не осталось никаких сомнений:
все человеческое чуждо этим бандитам. Они - не "воины Аллаха",
добывающие победу в бою, а нелюди, способные убивать спящих в
своих кроватях детей, стариков, женщин, держать в заложниках и
истязать малышей, грабить и мародерствовать, воровать и продавать
даже то, что во все времена было свято для воинства - солдатских
матерей.
06-10-1999, Труд