TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Когда плачут иконы

Александр КОРОЛЕВ.
НЕТ ТАКИХ ПРИБОРОВ, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ЗАФИКСИРОВАТЬ СВЯТОСТЬ
ЧУДОТВОРЕНИЙ.
Два письма из почты рубрики. "Настоятель Богоявленской церкви
в селе Ильинка о Евгений купил по случаю старинную икону "Пророки
Давид и Исаия". Когда священник принес ее домой и очистил от пыли, она
обильно замироточила, - пишет из Бурятии П. Казьмин. - Как ни
странно, паствы у священника после этого чуда не прибавилось.
Видно, сегодня людей уже ничем не удивишь. Вот если бы
задолженность по зарплате им выдали - это было бы действительно
воспринято как чудо".
А. Шейкин из алтайского Рубцовска сообщает: "В одном из
частных домов поселка Кулунда произошло чудо самообновления иконы
Богородицы, хранящейся в этой семье сорок лет: давно потемневший
образ просветлел и стал выглядеть так, будто только что от
богомаза. Икону выставляли в храме. Верующие толкуют разное, но
больше говорят, что случившееся - к добру. Не могла бы газета
выяснить (разумеется, не с целью нагнетания суеверных настроений
в обществе) мнение авторитетного священника об этом и других
христианских чудотворениях?".
С вопросами, заданными в письмах читателей, я пришел в
московскую церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, к
настоятелю храма протоиерею Сергию ПРАВДОЛЮБОВУ. Отец Сергий - из
династии священнослужителей. Вне сомнений его образованность:
будучи магистром богословия, он преподает в Московской духовной
академии и Свято-Тихоновском православном богословском институте.
Вместе с тем нет сомнения, что его суждения вызовут неоднозначные
читательские отклики...
- Есть христианское таинство миропомазания и есть чудотворение
- мироточение иконы, святых мощей: "Миро" в обоих случаях - одно
и то же вещество?
- Хотел бы сразу предостеречь от этого ошибочного мнения.
Кратко скажу, что таинство миропомазания, совершаемое над
новокрещеным вслед за его троекратным погружением в воду, было
установлено еще в апостольские времена. Через миропомазание
человеку сообщается благодать Божия. Таинство заключается в том,
что священник помазывает крещеного священным миром, делая им знак
креста на разных частях тела человека, произнося при этом слова:
"Печать дара Духа Святаго".
Миро приготовляется особым способоо и состоит из множества
компонентов, в том числе ароматических масел, белого виноградного
вина, различных ладанов. В нашей Церкви миро варят каждые четыре
года в Донском монастыре, происходит это на Страстной неделе. В
Великий четверг в Успенском соборе Кремля совершается чин
освящения мира. Затем миро рассылают по епархиям. В храмах оно
хранится в алтаре.
Что касается мироточения икон и святых мощей, то название
этого чудесного явления - условное. Некое светлое, маслянистого
вида вещество, выделяющееся при чудотворениях, конечно же, не
тождественно священному миру, применяемому в таинстве
миропомазания.
- Вам лично приходилось быть очевидцем мироточения икон?
- В нашем храме 23 июля 1995 года, в день, когда совершается
общецерковное празднование Собора сибирских святых и Собора
рязанских святых, замироточили одновременно восемь икон, через
несколько дней - еще две. Явление это происходило с разной
степенью интенсивности и продолжалось целых два года.
Удивительно, но среди "плачущих" икон одна была металлическая,
а еще одна являлась репродукцией на бумаге.
Меня и всех прихожан глубоко впечатлило и другое
обстоятельство. Есть у нас икона "Всех Скорбящих Радости". На ней
в полный рост изображена Пресвятая Богородица, а справа и слева
от Нее - нуждающиеся люди и ленточки с надписями: "Больным
исцеление", "Нагим одеяние", "Нищим защита", "Хромым хождение".
Эта икона тоже мироточила - лик Богородицы, вся фигура - по
контуру, а кроме того, маслянистая влага выделялась на ленточке
"Нагим одеяние" - только на ней одной.
Это было тем более поразительно, что у нас на приходе уже
много лет ведется сбор одежды для нуждающихся. Мы приводим вещи в
порядок и передаем их ребятишкам из детдомов, людям, отбывающим
наказание, и своим бедным прихожанам. Это - основное социальное
служение прихода, которое, к нашей общей радости, было чудесным
образом отмечено мироточением из определенной ленточки на иконе.
Многие люди промокали истекавшую жидкость ваткой, протирали ею
больные места на теле и получали затем исцеление. Все эти факты
мы документально оформили.
- Как же следует относиться к явлению мироточения, каков его
духовный смысл?
- Я воспринимаю мироточение со страхом, конечно, и трепетом -
тому же учу паству. Здесь неуместны ажиотаж, шумиха, тем паче
истерика. Ясно, что явление это таинственное, а вот к добру оно
или к худу - неизвестно. Может, мироточением нам
"сигнализируется", мол, будьте осторожны, грядут бедствия и
страдания. Или, наоборот, - это радостный знак, мол, как хорошо,
что русские вновь обращаются к Богу, строят и воссоздают храмы.
То есть двоякий смысл может иметь факт мироточения. Повторяю - к
нему следует относиться сдержанно, без экзальтации.
Евангелист Матфей говорит: "Чего не понимаешь, тому можешь
только дивиться, а отвергать его не дерзай".
- Отец Сергий, извиняюсь за свою дотошность, но ведь бывали в
церковной жизни факты "чудотворений", имевших, мягко говоря,
сомнительный, а точнее - вполне очевидный характер:
- Да, существует устойчивое мнение, что Петр I лично
отлавливал хитрецов, устраивавших "искусственные чудеса" с целью
привлечения прихожан. Допускаю, что какие-то "обманные чудеса",
вызывавшие царский гнев, случались. Но - как исключение. А как
правило: Понимаете, это же надо целое производство создавать,
чтобы сверлить дырочки, устраивать сосудики, что-то там еще
исхитряться делать... Я вам откровенно скажу: ни у духовенства,
ни у монахов просто нет времени и тем более желания заниматься
такой, простите, чепухой. Потому что им больше чем кому бы то ни
было ведом страх Божий.
Есть здесь и другая сторона проблемы. Как-то в Новодевичьем
монастыре шла подготовка к съемке исторического фильма. По
дорожкам расхаживали стрельцы, дамы в длинных платьях, священники
с наперсными крестами - актеры вживались в образы. А тут и начало
обычной службы в храме, прихожане появились. Я сел в сторонке, на
лавочку, смотрю: подойдет ли кто-нибудь из них под благословение
к "священникам"? Никто не подошел, ни один человек! Никто не
обманулся внешним обликом "батюшек" - настолько чутко сердце
христианское.
Так и с иконой, из которой кто-то попытается "масляную
капельницу" устроить, - от нее же будет разить техникой,
трактором! Верующие нутром почувствуют обман и никогда не
подойдут с молитвой ко лжечудотворному образу.
- Скажите, а были когда-нибудь попытки научно исследовать
жидкость, источаемую иконами или мощами? И что в результате?
- Мне известно всего лишь об одном таком опыте - со слов моего
отца - священника, совершившего в 50-х годах паломничество в
Киево-Печерскую лавру. Он воочию видел там в стеклянном сосуде
мироточивую главу святого. Монахи рассказали отцу, что, когда
советские богоборцы закрыли лавру, представители власти проявили
интерес к этому черепу. Они выплеснули миро, насухо протерли
сосуд и саму главу, затем поместили ее обратно, запечатали банку
и поставили в недоступное посторонним место. Через две недели
решили посмотреть. И увидели, что сосуд почти наполовину вновь
наполнен светлой жидкостью. Ее решили исследовать в научной
лаборатории.
Ученые пришли примерно к такому выводу: "Жидкость с некоторыми
маслянистыми элементами, непонятного происхождения, молекулы
обычные:" Другого и быть не могло. Для Бога нет ничего
невозможного. Он решил - и из ничего производится это миро. А
химический состав его обыкновенный, земной. Вселенское вещество -
оно универсальное, ведь Творец создал одну, а не две вселенные с
разными параметрами:
Другое дело - тайна самого "процесса" мироточения, но нет и не
может быть таких земных приборов, которые могли бы зафиксировать
святость этого явления.
То же самое - с "секретом" крещенской воды, которая не
портится десятилетиями. Например, отец мой пил святую воду,
сохранившуюся абсолютно свежей, будто только взятой из родника, с
1903 года - со времени прославления преподобного Серафима
Саровского: Люди поверхностные считают: крещенская вода не
портится потому, что в нее при Великом освящении погружают
серебряный крест, а серебро, дескать, убивает бактерии. Но вот в
своем храме мы воду уже несколько лет освящаем крестом:
деревянным, а результат все тот же - вода не портится. Полагаю,
что тема святой воды заслуживает отдельного рассказа, поскольку
она действительно - чудо из чудес. Пока же замечу: можно сколько
угодно изучать крещенскую воду - вода и вода по химическому
составу. Но откуда у нее такие необыкновенные свойства?
Мы верим в то, что когда в освящаемую воду погружают крест и
читают молитву, она получает колоссальный заряд Божественной
силы, исходящей от креста, и становится, как мы говорим,
светоносной, святой. Наш великий религиозный мыслитель о. Павел
Флоренский специально исследовал происхождение греческого слова
"агиос" (свят, святой, святить) и производил его от слова "иной",
"другой", относящийся к "иному пространству", "иному бытию". Мы
веруем, что и крещенская вода, и мироточение, и другие чудеса
свидетельствуют об одном: уже при нашей земной жизни Господь
посредством чудотворения подает нам возможность соприкоснуться со
святостью иного, высшего бытия...
- Хотелось бы узнать ваше мнение о чудесах самообновления икон
и даже настенных росписей в храмах:
- В нашей церковной истории подобных фактов отмечено великое
множество, нередки они и в наши дни. Так, весной нынешнего года
самообновилась икона "Рождество Христово" в петербургском храме
Богоявления на Гутуевском острове: потемневший от времени образ
вдруг стал выглядеть так, словно только что из реставрации.
Примечательно, что в этом же храме начиная с 1992 года, когда он
был возвращен верующим, постепенно самообновилась вся настенная
живопись.
Случай "самопроизвольного" обновления иконы - правда,
единственный, несколько лет назад произошел и в нашем храме.
Икона старинная, темная, с почти неразличимым изображением, вдруг
просветлела, засияла как новая. Я отношусь к этим явлениям,
которые происходят, как мне представляется, наиболее часто в
возрождающихся храмах, со спокойным благоговением. Верю, что эти
явления - знамения милости Божией.
В таких фактах улавливается аналогия еще с одним чудом, о
котором как-то меньше говорят и пишут. Давно замечено, что
дорогие парчовые облачения, хранящиеся в музеях в условиях
постоянного микроклимата, ветшают и рассыпаются быстрее, чем те,
в которых священники и архиереи служат в храме. Казалось бы, при
использовании облачение и мнется, и деформируется, и влажности
подвержено, но при всем при этом оно только крепче становится.
Почему? Потому что в храме постоянно действуют духовные силы,
оказывающие, в частности, чудесное воздействие на долговечность
церковных облачений.
Так же происходит с самими храмами: те, в которых не идут
богослужения, разрушаются в 10-20 раз быстрее по сравнению с
действующими. Это вывод самих специалистов по охране памятников
истории и культуры.
- Отец Сергий, вы наверняка слышали о монреальской иконе,
мироточащей много лет. Что может означать этот факт? Кстати, это
православный образ?
- Православный. Это Иверская икона Божией Матери, и знаю я о
ней не только из публикаций. Прихожанин нашего храма был в
Канаде, молился перед чудотворным образом. Вскоре после
возвращения он явился в храм страшно переполошенным. Положил
передо мной цветную фоторепродукцию монреальской "Иверской", и я
увидел, что очи Богородицы постепенно увлажняются и в них
появились слезинки святого мира. При этом воздух наполнялся
тонким благоуханием.
Я рассуждаю так. Возможно, мироточение "Иверской" служит
напоминанием канадским русским о том, что им пора возвращаться на
историческую родину. Возможно, и нам, живущим на отчей земле,
подается знак, чтобы мы энергичнее "возвращали" Россию самим
себе. Чтобы храмы народ заполнял не только по великим праздникам,
а изо дня в день укреплялся бы в православной вере.




06-10-1999, Труд