TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Просторное поле ошибок

Рудольф КОЛЧАНОВ.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ СПУСТЯ 20 ЛЕТ: ПИСАТЕЛЬ ГЮНТЕР ГРАСС СТАЛ
НОБЕЛЕВСКИМ ЛАУРЕАТОМ.
C 1972 года, когда Нобелевскую премию получил Генрих Белль,
Гюнтер Грасс неизменно считался кандидатом в лауреаты. При
вручении Г. Беллю награды, тот непроизвольно проронил: а не
стоило ли, мол, и Гюнтера Грасса одновременно с ним удостоить
этой чести, - хотя знал, что премия по литературе дележу не
подлежит. Но в сущности замечание логичное, ибо они оба на самом
высоком уровне представляли послевоенную литературу западной
части Германии.
Когда Гюнтера Грасса достигла долгожданная весть из
Стокгольма, писатель, редко улыбающийся, мрачно заметил: мол,
двадцать лет проходил в постоянных претендентах, но меня считали
слишком молодым. Теперь, с присуждением премии, "начинается моя
неотвратимая старость".
Он стал известен в 1959 году, буквально ворвавшись на
писательский олимп своей знаменитой книгой "Жестяной барабан"
("Blechtrommel"), которая и на Шведскую академию при выборе
лауреата произвела наибольшее впечатление. Критики отмечали
редкий, счастливый сплав "обыденного темперамента" рассказчика с
очень точной конструкцией глубокого, психологического мышления
автора.
Оскар Матцерат, от лица которого идет рассказ, на первых же
порах представляет себя "обитателем спецлечебницы". Из палаты с
зарешеченными окнами излагает он историю своей семьи от начала
столетия до 1954 года, но главным образом - во времена нацизма.
Не случайно секретарь Шведской академии Х. Энгдаль подчеркнул:
автору этого произведения присуждается премия потому, что "он
показал в веселом и мрачном сюжете забытое лицо истории".
Одна из особенностей нынешней ситуации в Германии состоит,
пожалуй, в том, что вакантны места истинных представителей страны
в области литературы, искусства. Только Белль и Грасс были
(второй остается) фигурами такого масштаба, как раньше Герхард
Гауптман и Томас Манн. Связано это не только с их литературным
трудом, но и с общественной деятельностью. Несомненно,
политическая, общественная ангажированность писателя повлияла на
жюри при принятии решения. Итальянский драматург Дарио По,
лауреат 1997 года, сказал по этому поводу: "Сначала я, потом
Сарамаго и теперь Грасс. Левые интеллектуалы хорошо проходят в
Стокгольме".
Гюнтер Грасс включается в политические баталии в 60-е годы на
стороне социал- демократов, помогая вести избирательную кампанию
председателю партии Вилли Брандту. Много раз мне доводилось
слышать страстные выступления писателя на бурных молодежных
демонстрациях конца шестидесятых годов против правых и
консерваторов. Потом, не прерывая борьбы с любыми проявлениями
неофашизма, выступал и против левых радикалов, которые видели в
социал-демократической партии лишь "ремонтную мастерскую
капитализма" и презирали СДПГ.
Гюнтер Грасс не застывает в своих воззрениях. С годами из
пугала для обывателей (его преподносили чуть ли не как
идеологического отца "красных бригад") он становится гражданином,
который защищает эволюционный ход общественного развития, что
видно из его речей, статей, романа "Из дневника улитки" (1972
год).
В писателе-демократе бьет ключом постоянная готовность стать
на сторону слабых или слабеющих. Он и в СДПГ вступил только в
1982 году, когда партия уже потеряла власть. Он и вышел из нее,
когда она пошла на компромисс с властями по проблемам беженцев в
ФРГ, заняв по отношению к ним негативную позицию.
Дьерди Конрад, президент берлинско-бранденбургской академии
искусств, членом которой состоит и Гюнтер Грасс, сказал, что
премии удостоин "один из немногих, кто предпринимал попытки быть
солидарным, защищающим меньшинства, беженцев, людей, оказавшихся
в нужде".
Никогда этот писатель не оказывал такого влияния на
общественные дискуссии, как своими выступлениями по проблемам
германского единства. Важнейший аргумент Грасса: "Под понятием
Аусшвиц (Освенцим) суммируется и возлагается тяжесть преступлений
против человечества на единое немецкое государство". Он считал,
что Аусшвиц стал возможным в наше время благодаря тому, что еще в
1871 году Бисмарк объединил в одно государство германские
княжества. И в 1990 году писатель видел в стремлении к немецкому
единству возрождение новой германской опасности и
несправедливости как в отношении ГДР, так и соседних стран,
прежде всего Польши.
К счастью, это не оправдалось, хотя трудно уверенно
предсказывать историческую перспективу. Другие его
предостережения - относительно экономических трудностей в
Восточной Германии - осуществились. Свое видение противоречий,
связанных с немецким единством, Гюнтер Грасс воплотил в книге
"Просторное поле" (Ein weites Feld).
Последняя в этом столетии Нобелевская премия в области
литературы досталась автору, который в только что написанной
книге "Мое столетие" выглядит по форме и хроникером, и
рассказчиком, а по существу - писателем политическим. Книга
состоит из 99 коротких рассказов - по одному на каждый год от
1901 до 1999-го. На удивление, самыми живыми оказались картины из
того немецкого прошлого, которое автор не переживал
непосредственно. Гюнтер Грасс в своей новой книге дает слово
любимым им "маленьким людям", которых считает жертвами истории
или заблудившимися в ее лабиринтах.
Десятого декабря Гюнтеру Грассу будет вручена в шведской
столице Нобелевская премия. На этот раз ее размер - около
миллиона долларов. А его предприимчивый издатель Герхард Штайдль
уже не только дозаказал триста тонн бумаги, но и начал
производство стотысячного тиража книги "Мое столетие", кстати,
переведенной на 12 языков.




06-10-1999, Труд