TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ? Анри ВАРТАНОВ

В этом году телевизионный сезон начался с опозданием на месяц.
В начале сентября каналы были заняты иным. Выясняли отношения
друг с другом, бурно реагировали на дислокации и передислокации
сил внутри разных политических блоков, старались побольнее
укусить власть (это - для успеха у зрителей) и одновременно
угодить ей (это - для своего спокойного существования).
И только сейчас телеканалы стали разворачивать еще с весны
заготовленные проекты: купленные "за бугром" сериалы и фильмы,
там же приобретенные игры и викторины, а также наши родные
телепередачи. Употребляю это определение не случайно: в борьбе за
зрителя телевизионщики не гнушаются разными уловками и не
стесняются громких эпитетов. На одном канале самые заурядные наши
фильмы, от которых еще недавно отворачивались и зрители, и
критики, подают под шапкой "Золотая серия", на другом подобные же
ленты величают "Родное кино".
Что касается новых телепрограмм, то привлекает начатая на ТВЦ
серия под названием "ЦТ возвращается". Название, надо сказать,
выбрано не самое удачное: ведь для большинства из нас ЦТ всегда
было символом времен, когда живое творчество подавлялось
иссушающей цензурой. И возвращение былых нравов (в особенности,
кстати сказать, свирепых на ТВ, где цензура была жестче, чем
где-либо еще) вряд ли могло воодушевлять. Тем не менее программа,
которую ведет С.Зеликин, один из лучших наших
режиссеров-теледокументалистов, оказалась на редкость хороша.
Хотя, казалось бы, что в ней такого: автор достает из закромов
старые, полузабытые телепрограммы и показывает их нам,
сегодняшним, в надежде, что они скажут нечто важное и нынешнему
зрителю.
И вот что интересно: старые, чуть ли не сорокалетней давности
выпуски КВН или "Веселых ребят", немало пострадавшие от
бдительного телевизионного начальства, оказываются и
злободневными, и свежими, живущими новой, сегодняшней жизнью. В
минувшее воскресенье С.Зеликин вернулся к творчеству любимца
миллионов зрителей Андрея Миронова. В следующее собирается
рассказать о Юлиане Семенове, писателе, который внес немалый
вклад и в телевизионное искусство.
Трудно сегодня предположить, по какому пути пойдет этот цикл
дальше, но ясно: он использует весьма плодотворный и, к
сожалению, всеми каналами, кроме "Культуры", игнорируемый
источник - наше богатое телевизионное наследство. К сожалению,
большинство телевизионщиков мыслят категориями текущего, максимум
прошлого, сезона: увидев у соседей-конкурентов какую-то передачу,
спешат запустить и у себя подобную.
Так случилось с публицистическими программами, напоминающими
по своей форме судебное разбирательство. Форме, которая, кстати
сказать, широко распространена в мировом кино и ТВ. У нас она на
малых экранах появилась с большим опозданием. Сначала на НТВ
("Суд идет"), затем двумя сезонами спустя - на РТР ("Слушается
дело"), теперь вот - на ОРТ под кафкианским названием "Процесс",
Пока что в минувший четверг вышла премьера, да и та предполагает
продолжение, которое состоится сегодня вечером. Делать далеко
идущие выводы, конечно, рано, но кое-что заметно уже по дебюту.
В частности, авторы порой забывают, что судебный процесс
отличается от уличного спора своей обстоятельностью, серьезностью
и как минимум порядком в высказывании позиций. Когда два ведущих
"Процесса", перебивая друг друга, а то и говоря (вернее даже -
крича) одновременно, обрушивают на оторопевшего зрителя свои
эмоции, то трудно рассчитывать, чтобы кто-нибудь мог понять суть
дела. Тем более когда тема, как это было на сей раз, столь
серьезна: что нам делать с Чечней?
Когда один из ведущих в пылу жаркого спора договаривается до
того, что нам нужна Чечня, даже если на ней в результате боевых
действий не останется ни одного жителя, тут, полагаю, самый ярый
поборник свободы слова и патриот начинает подумывать о цензуре.
Характерно, что и "Слушается дело", которое прежде касалось
обычно довольно спокойных тем, после премьеры "Процесса"
обратилось к той же взрывоопасной проблеме. Правда, на сей раз
она связана не с ведением боевых действий, а с положением в
столице беженцев из Закавказья, регистрацией "лиц кавказской
национальности", их выдворением из Москвы и т.д. Тут, конечно,
разговор шел более обстоятельный и неторопливый, но все равно
многое было связано с эмоциями, которыми нынче обуреваем каждый.
И снова авторы не уложились в хронометраж одной передачи. Так что
завтра любопытствующие зрители смогут увидеть продолжение этого
нелегкого разбирательства. Боюсь, оно не сможет чем-либо помочь
участи людей, оказавшихся по воле обстоятельств и некоторых
чиновников без постоянного места жительства, а вот в разжигании
межнациональных споров, неприязни свою роль сыграет.
Тем более что передачи-суды идут в плотном контексте
информационных выпусков, также посвященных событиям на Северном
Кавказе. Нельзя забывать, что у программ разного жанра на
телеэкране зритель-то один и тот же. И насмотревшись на
документальные кадры, мы, сами того не желая, начинаем с этих
позиций судить о других передачах эфира. Нужен большой контраст
жанров и тем, чтобы отвлечься от злобы дня.
Эту, мне кажется, цель ставит премьера игры-викторины "О,
счастливчик!", которая состоялась в ту же пятницу на НТВ.
Признаться, узнав в свое время о намерении телевизионщиков
закупить у британцев эту немудреную игру с миллионным выигрышем в
финале, я решил, что нам предстоит увидеть очередную "Золотую
лихорадку" - такую же бездуховную, косвенно унижающую попавшего в
нищету, вынужденного домогаться шальных денег россиянина. Первый
выпуск, в особенности игроки, представшие перед нами, к счастью,
не подтвердили моих опасений. Главным там стало испытание себя,
своих знаний: недаром, несмотря на настояния ведущего, игрок не
хотел воспользоваться разрешенными подсказками, порываясь на все
вопросы ответить самостоятельно.
Ну а подлинным, редким для нашего нынешнего ТВ взлетом
духовности стали те программы, что явились откликом на горестное
событие - кончину академика Д.Лихачева. На РТР, отменив
популярную передачу, дали давнюю документальную ленту,
посвященную его жизни. НТВ позаимствовало у первого канала выпуск
"Встречи в Концертной студии Останкино", где замечательный ученый
с поразительной открытостью и любовью к собравшимся говорил о
жизни, науке, литературе. В день панихиды ТВ не только показало
печальную процедуру, но, главное, предоставило слово многим, кто
нашел в эту минуту слова, достойные усопшего.
Как всегда в такие редкие минуты телевзлетов, я задаю себе
вопрос: а может, это начало нового этапа в жизни нашего ТВ,
может, процесс наконец-то пошел?..




06-10-1999, Труд