Петр вельяминов: мне некогда стареть! сегодня замечательный актер празднует свое 75-летие
На почетном месте в его кабинете - фамильный герб древнего
боярского рода Вельяминовых, к которому принадлежит популярный
актер театра и кино. На полках книжного стеллажа - старинные
издания, альбомы, посвященные российской истории.
- Моя родословная - в некотором смысле родословная России, -
говорит Петр Сергеевич. - Не сочтите нескромным мой тезис. Просто
когда я стал интересоваться происхождением своей фамилии, то не
мог не коснуться российской истории, в событиях которой самое
активное участие принимали Вельяминовы. Проследил ее до 1027
года, когда "из варяг в Русь" пришел служить Вилья - сын
варяжского князя. Он привел с собой дружину в 2000 человек и был
определен первым боярином к сыну Ярослава Мудрого Всеволоду.
"Вилья" по- шведски значит "большой". Видимо, от этого слова и
происходит наша фамилия. В роду нашем были и юнкера, и
генерал-губернаторы, и священнослужители. Один из них
-преподобный Кирилл Белозерский, 600-летие которого отмечалось
недавно Русской православной церковью...
- Вы по происхождению дворянин, тем не менее играли на сцене и
в кино чаще всего крестьян, рабочих, людей "простых". У вас
никогда не возникало чувство внутреннего несоответствия?
- А какое может быть тут несоответствие? Мои герои в
большинстве своем прекрасные, цельные, порядочные люди. Например,
Захар Большаков из многосерийного телевизионного фильма "Тени
исчезают в полдень", мечтавший о том, чтобы его земляки хорошо
жили. Работая над этим образом, я хотел убедить зрителей, что
есть, существуют в мире любовь и добро, справедливость и
порядочность. И не где-то вообще, а в нашей стране, рядом с нами.
- Как вы получили эту роль, ставшую переломной в вашей судьбе?
- Мне, конечно, повезло, что я сыграл в фильме, который
пользовался немалым успехом. Его и сейчас периодически показывают
по ТВ. А получил я роль в нем почти случайно. Работал тогда в
Свердловске в местном драматическом театре. На один из спектаклей
с моим участием пришли в театр два столичных режиссера,
двоюродные братья - Владимир Краснопольский и Валерий Усков. Оба
- свердловчане, но к тому времени жили уже в столице, работали
после окончания ВГИКа на "Мосфильме". Они посмотрели спектакль, а
потом зашли ко мне в гримерную. Стоят, разглядывают меня с явным
пристрастием. Что мне решительно не понравилось. Кто, думаю,
такие? Как сюда попали? Собрался было уже выпроводить их, когда
слышу: "Мы - режиссеры, хотим пригласить вас на главную роль". -
"На какую роль? Почему именно меня?" - не смог скрыть удивления.
Мне в ту пору шел уже 44-й год, "киношного" опыта всего ничего -
эпизоды в фильмах Свердловской студии. Ответ незнакомцев удивил и
вдохновил: "Ну, если вы в таком слабом спектакле по еще более
слабой пьесе играете замечательно, то в хорошем фильме, мы
уверены, сыграете гениально".
- Постановщики "Теней..." угадали: после выхода фильма на
телеэкраны вы стали знаменитым...
- Популярность была бешеной. Что меня, признаюсь, сильно
смущало, а порой угнетало. Бывало, иду по улице, кто-то узнает:
"О, Захар Большаков!" - и ну обниматься, а то и целоваться. Я не
очень понимаю это.
- Вы можете сказать о себе, что родились артистом?
- В принципе - да. Несмотря на то, что в детстве мечтал о
профессии военного моряка. И мой отец, и дед, и прадед были
кадровыми военными. Дед, Петр Ерофеевич Вельяминов - кавалер
офицерского Георгиевского креста, генерал-майор. Он скончался от
ран, полученных в боях, в сравнительно молодом еще возрасте - 48
лет. Похоронили его в Петербурге в Александро-Невской лавре. К
сожалению, могила не сохранилась - в нее во время блокады попал
снаряд... А отец - выпускник Павловского юнкерского училища, в
1918 году принял революцию, ушел в Красную армию... Профессия
офицера всегда считалась в нашем доме и уважаемой, и почетной. Но
моя судьба повернулась иначе. Получилось так, что в 16 лет и 4
месяца от роду я был репрессирован по ложному обвинению. В
лагере, куда меня определили по приговору Особого совещания, я
получил приглашение участвовать в самодеятельности. Там
познакомился с профессиональными артистами и музыкантами, тоже
осужденными за "антисоветскую деятельность"... Ничего приятного в
том, что я пережил в молодости, нет, вспоминать мучительно для
меня...
- А как вы попали в ГУЛАГ?
- Обычная, к сожалению, в те времена история. Я жил в Москве,
дружил с одноклассницей и одновременно соседкой по дому. Ее отец
был известным в столице инженером-строителем. Сначала арестовали
его приятеля, преподававшего в одном из вузов физику - за то, что
он не сдал властям свой радиоприемник. А шел 1943 год, война,
положение наших войск на фронтах было тяжелым. Его обвинили в
пораженческих настроениях, в том, что слушал "чужие голоса" и
"заражал" чуждой идеологией своих студентов. Вместе с этим
физиком арестовали несколько студентов, в том числе мою
приятельницу, потом ее отца, а затем и меня. Было создано "Дело
антисоветской организации". Я получил 10 лет. Отсидел, правда,
"всего" 9. Сначала мне сбросили 193 дня за роль в "Русском
вопросе" в постановке лагерного самодеятельного театра. Спустя
некоторое время перевели на Куйбышевскую ГЭС, где зачеты
заключенным шли по системе день за два. И там меня тоже
пригласили в художественную самодеятельность. Весьма, кстати,
профессиональную. Что неудивительно, так как участвовали в ней
несколько артистов МХАТа, понятно, тоже из числа
репрессированных. Заработал зачеты, благодарность за примерное
поведение и был освобожден на год раньше, в возрасте 25 лет.
Долгих 30 лет после этого добивался реабилитации. Получил ее лишь
в середине 80-х.
- За эти долгие годы не пожалели, что стали актером? Не было
разочарований в профессии?
- Ни разу ничего подобного не испытал. Хотя, случалось, нам с
коллегами по театру по полгода не выплачивали зарплату. Такое
имело место в 50-х годах в Абакане. Жили и работали, несмотря ни
на что, с интересом, увлеченные своим делом, новыми ролями.
- Российские зрители знают вас в основном по таким фильмам,
как "Тени исчезают в полдень", "Вечный зов", "Командир счастливой
"Щуки", "Сладкая женщина", многим другим. Но большую часть
творческой жизни вы провели и проводите на сценических
подмостках... Тривиальный вопрос: что ближе - экран или сцена?
- Моя "киношная" популярность легко объяснима возможностями
кинематографа, который, в отличие от театра, способен
"проникнуть" в любой, самый отдаленный населенный пункт, а
благодаря телевидению - и в каждый дом, но лично мне ближе сцена.
Хотя бы потому, что на ней сформировался как актер, и признание у
зрителей получил в театрах тех городов, где работал. А служил я в
12 театрах городов Абакан, Тюмень, Дзержинск Горьковской области,
Новочеркасск, Чебоксары, Уланово, Пермь, Свердловск, Москва.
Теперь - Петербург, Театр комедии.
- Вот никогда бы не подумала, что так много адресов сменили,
считала вас однолюбом!.. Из-за чего уходили?
- По разным причинам, в том числе личным. Я действительно
однолюб - в том, что касается профессии в целом. Ни на какую
другую ее не поменяю. Но... Из столичного "Современника", в
который был приглашен вскоре после выхода на телеэкраны
"Теней...", ушел, например, потому, что получал тогда очень много
предложений сниматься в кино. Настолько много, что это не могло
не сказываться на репертуаре театра. А я не хотел подводить
коллектив. Да и увлек сильно кинематограф! А из Москвы в Питер
переехал по семейным обстоятельствам.
- Вы никогда ничего не рассказываете о своей семье...
- В самом деле, я не любитель посвящать кого бы то ни было в
обстоятельства личной жизни. На то она и личная. Одно могу
сказать: женат был трижды, у меня две дочери и сын, есть внуки.
- Вы согласны с теми, кто говорит: актеры и их герои - люди
разные, часто мало похожие?
- Точно знаю, что мои герои гораздо лучше меня. И я, играя
положительного персонажа, стараюсь сделать его образ как можно
более привлекательным и живым.
Не могу сказать, что все они были очень уж положительными,
скорее, неоднозначными людьми. Обычно чем человек глубже, тем,
как правило, сложнее. Но негодяев в самом деле в моем послужном
списке немного. В спектакле "Дон Сезар де Базан" питерского
Театра комедии сыграл дона Хосе. Надеюсь, получился он, как и
требовалось, личностью весьма неприятной... Я, конечно, совсем не
такой, как мои герои. По характеру в отличие, скажем, от
спокойного, уравновешенного Захара Большакова довольно вспыльчив,
порой резок, категоричен.
Когда "заведусь" - хоть святых из дома выноси!
- Легко преображаетесь перед кинокамерой?
- Когда камера включена, надо работать, играть свою роль,
иначе какой же я профессионал? На сцене, в сущности, происходит
то же самое: вышел - играй. Правда, перед тем как прозвучит
команда "мотор!", или вот-вот предстоит выход к зрителям,
испытываю некоторое волнение. Но начинаю работать - все приходит
в норму. Кроме своей профессии, люблю еще природу, рыбалку. До
недавнего времени был заядлым рыболовом. Сейчас времени не
хватает. Помимо того, что играю в театре, снимаюсь в кино, еще
преподаю в Балтийском институте экологии и политики. Четыре года
назад там в порядке эксперимента организовали актерское
отделение, решили, так сказать, совместить несовместимое. На мой
взгляд, эксперимент удался. Минувшим летом состоялся первый
выпуск - девять моих учеников получили государственные дипломы
актеров театра и кино. Заниматься с ними было чрезвычайно
интересно. Эти молодые люди принадлежат к совершенно иному
поколению. Я не только учил их актерскому мастерству, но и сам у
них многому учился.
- Петр Сергеевич, сегодня вам исполняется 75 лет. Возраст
почтенный. Страшно стареть?
- А я не думаю об этом. Спокойно отношусь к тому, что нет уже
прежней лихости. Жизнь протекает, это естественно, так и должно
быть. К тому же старость отнюдь не помеха для того, чтобы актеру
продолжать играть. Я застал на сцене великих стариков МХАТа -
Алексея Грибова, Михаила Яншина, Ольгу Андровскую. Как они
играли!.. Мастерство с годами не уходит. Смешно, если в 70 лет
берешься за роль молодого любовника. Если же это роль,
соответствующая возрасту и сыгранная мастерски, то нужно выходить
на сцену и - играть.
- Вы один из ведущих сейчас актеров Театра комедии. А в кино
снимаетесь?
- Снимаюсь на "Ленфильме" в 15-серийном фильме талантливого
режиссера Виктора Бутурлина "Время любить". Снято уже 6 серий.
Играю отца главной героини. Работа интересная, открываю в ней
много нового для себя. Так что стареть некогда.
Людмила БЕЗРУКОВА, соб. корр. "Труда".
07-12-2001, Труд