TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Выбираем романс только в колонном зале, где чествовали лауреатов романсиады-99, собралось 1,5 тысячи поклонников романса

ИХ МИЛЛИОНЫ ПО ВСЕЙ РОССИИ.
Сергей БИРЮКОВ. Ирина ПУЛЯ, Ксения ЧЕБЫШЕВА.
"Позвольте мне признаться вам в любви посредством доброго и
светлого романса..." Эти слова и напев, сочиненные одним из
лауреатов прошлых "Романсиад" Максимом Сытником, открыли
заключительный гала-концерт Третьего Всероссийского открытого
конкурса молодых исполнителей русского романса.
ВМЕСТЕ с Максимом на сцену Колонного зала Дома союзов
поднялись и спели известные теперь уже публике исполнители -
солистка Большого театра и Новой оперы Карина Сербина,
новоиспеченный солист Московской оперетты (а до последнего
времени актер Смоленского драматического театра) Дмитрий Шумейко,
солист театра "Экспромт" Борис Борейко, актриса театра "Ромэн"
Надежда Оглу, хозяйка музыкального салона из Казани Юлия
Зиганшина... Всем им дала мощный импульс на заре творческой
карьеры "Романсиада". И главный редактор "Труда" Александр
Потапов, три года назад придумавший наш конкурс, имел все
основания сказать со сцены, открывая вечер:
- Это уникальное творческое соперничество молодых дарований,
получив поддержку наших друзей из Всероссийской государственной
телерадиокомпании, Министерства культуры, музыкальной
общественности, а главное - широкой публики в столице и
провинции, - становится уже неотъемлемой частью культурного
ландшафта страны. Это важнейший итог первых трех лет
"Романсиады"...
- И в эпоху Интернета, - поддержал коллегу председатель ВГТРК
Михаил Швыдкой, - мы живем вечными человеческими эмоциями. Пока
мы любим, страдаем, надеемся - будет звучать и романс.
А ведь и в самом деле, трудно припомнить направление
искусства, более "завязанное" на традициях, нежели романсовое.
Кому-то ближе "стадионное" искусство - пусть он идет за ним на
стадион. Но вспомним, что во все времена высшее человеческое
чувство - любовь - в самых прекрасных своих формах проявлялось
именно как чувство камерное, интимное...
А насколько органично "живут в романсе" сегодняшние
исполнители из разных стран (напомню - конкурс впервые прошел в
международном качестве), доказало, в частности, и то, как трудно
оказалось отобрать лучших. Разрыв между лидерами и аутсайдерами
очень невелик. Пришлось многократно отвечать расстроенным
слушателям на вопрос: как вы могли дать Ларисе Луста из
Петербурга только диплом? Действительно, вполне зрелая артистка,
к тому же писаная красавица... А за что "обидели" ее земляка
Андрея Свяцкого, курянку Светлану Обызову, саратовца Павла
Кудинова? Почему только в качестве гостей вечера появились на
сцене харьковчанки Ольга Гусарева, Элеонора Кисель, южнокореец Ли
Ен Сон?.. В таких случаях я отвечал вопросом же: хорошо, а кого
из получивших места вы бы "отодвинули" ради ваших любимцев? И
ответом, как правило, было неловкое молчание...
И то сказать - жюри исхитрилось три уставные премии
"растянуть" аж на семь позиций! Но, думаю, судьи не ошиблись,
разделив третью премию между темпераментной челябинкой Златой
Рубиновой, напористым екатеринбуржцем Кириллом Поповым и
обаятельным солистом Нижегородской оперы Сергеем Калиновым.
Надеюсь, небезоснователен аванс, который получила очень
талантливая 18-летняя учащаяся Нижнетагильского музучилища Елена
Крамзина, оказавшись на одной ступени пьедестала с достаточно
опытной Еленой Материнко - студенткой Могилевского филиала
Минской консерватории, уже сейчас, мне кажется, достойной выхода
на любую престижную оперную сцену не только ее родной
Белоруссии... Ну а настоящие овации зала не дали, похоже, повода
усомниться в лидерстве баса Германа Юкавского из камерного
музыкального театра Бориса Покровского, и дуэта из Грузии в
составе Нино Аразашвили и Давида Отиашвили - две первые премии!
Да не обидится на меня Юкавский, в чью честь спели на вечере
дуэтом великие Ведерников и Штоколов, - но особо хотел бы сказать
о грузинском ансамбле. В первую очередь - о Нино. Это в
значительной степени благодаря ей в Грузии сейчас возрождается
интерес к русскому романсу - а ведь лет 8 - 10 назад, когда она,
будущая журналистка, влюбленная в музыку, начинала петь, многие
не в меру горячие головы за Кавказскими горами желали стереть
всякие следы культурного братства наших народов. Не было русских
нот, Ниночка ходила по старым тбилисским домам, записывала пение
бабушек и дедушек на магнитофон, проводила концерты чуть ли не
подпольно.
Училась у замечательного знатока русского романса пианиста
Серго Нацваладзе... Сегодня романс звучит в ее телевизионной
программе на первом канале государственного вещания (она -
главный редактор телестудии "Маэстро"), в Большом зале Грузинской
филармонии (солистами которой являются Нино и Давид), в
тбилисском ЦДРИ... Когда прочла в "Труде" о "Романсиаде", поняла,
что их ансамбль должен во что бы то ни стало попасть на нее.
Спасибо Русскому культурному центру под руководством Николая
Свинтинского, Ани Лагидзе и ее центру "Тагисс" - помогли
энтузиастам добраться до российской столицы (кстати, Нино
приехала с 4-месячной дочерью, кормить которую бегала каждые
несколько часов).
Вот еще чем хороша "Романсиада" - она собирает самое настоящее
романсовое, музыкантское братство. Скажем, приехал с саратовским
конкурсантом его аккомпаниатор Лев Ванин - и с готовностью
подстраховал своих коллег Виктора Фридмана из Москвы, Михаила
Аптекмана из Питера: подыграл многим участникам конкурса и
гала-концерта. Теперь его, действительно отличного музыканта,
"берут в оборот" и молодежь, и мастера, с ним строит гастрольные
планы примадонна оперетты Светлана Варгузова...
-Не испытываете ревности к молодым коллегам, которые,
возможно, с вашей точки зрения, что-то делают "не так", не
заслужили еще права на такое внимание публики? - спросил я
Владимира Михайловича Зельдина, с которым имел честь сидеть рядом
в жюри.
- Наоборот, - ответил прославленный актер, - мне всегда
хотелось быть рядом с молодежью. Еще играл в "Учителе танцев", а
уже, пользуясь правом режиссера, вводил (на свою же роль!) Федора
Чеханкова - потому что хотел, чтобы спектакль жил и дальше... И
сейчас я на сцене Театра Армии играю с молодыми исполнителями.
Так что в жюри молодежного конкурса чувствую себя очень хорошо. И
потом, здесь такая теплая, прямо-таки семейная обстановка. Все
хорошее в человеке идет от семьи, от родителей - знаю это по
себе. А как трогательно ведущая Галина Преображенская заботится о
конкурсантах - и аккомпанирует, и репертуар их продумывает, и
добрые слова о них в зал, в телекамеру говорит. И всю программу
сегодняшнего вечера она замечательно сочинила...
Да, Галина Сергеевна у нас - и швец, и жнец, и на дуде, то
есть на рояле, игрец... Наверное, пора подумать о создании
специальной дирекции "Романсиады" с участием представителей
Министерства культуры, телевидения, известного своим вниманием к
судьбам отечественного искусства Газпрома и т.д., которая
обеспечивала бы организационную, менеджерскую, финансовую стороны
конкурса. Ведь нельзя же все это валить на одного человека...
Есть символика в том, что кульминация "Романсиады" (которую
телезрители канала "Культура" будут наблюдать еще целый месяц)
пришлась на пик иной активности в нашем обществе - политической.
Телевизионные "говорящие головы" нынче лихорадочно подсчитывают
рейтинги, но надо было заглянуть в Колонный зал, чтобы понять,
ради чего люди действительно готовы стоять в очереди, толпиться у
входа, чуть ли не висеть на люстрах, отхлопывать до красноты
ладоши...
Николай СЛИЧЕНКО, народный артист СССР, художественный
руководитель театра "Ромэн":
- Прекрасный конкурс! Мы, члены жюри, были поставлены в очень
затруднительное положение: трудно было выбрать из участников
самых лучших. Все молодые исполнители заслуживают первого места.
С огромным трудом мы выбрались из этой ситуации. Я не представляю
Россию без романса. ХХI век будет возрождением и России, и ее
истории. Славу стране принесут многие из сегодняшних
конкурсантов.
Александр ВЕДЕРНИКОВ, солист Большого театра, народный артист
СССР:
- У трудовской "Романсиады" большой успех! Посмотрите, как
радуется публика. У русского романса огромная духовная мощь,
явить которую удалось многим молодым исполнителям. И у романса, и
у молодых конкурсантов, как показала "Романсиада", большое
будущее. Лучших из конкурсантов мы выбирали с огромным трудом. Я
даже расстроился, что не всем мы могли дать первые места.
Герман ЮКАВСКИЙ, победитель Всероссийского конкурса
"Романсиада-99":
- Я не ожидал, что мне удастся одержать победу в столь высоком
конкурсе, учрежденном "Трудом". Здесь представилась возможность
познакомиться со многими молодыми исполнителями России, лучше
оценить свои плюсы и минусы. Вообще участие в этом конкурсе
оказалось для всех нас очень полезным. Мы не только
демонстрировали свое умение, но с нами весьма плодотворно
работали прославленные певцы - члены жюри, помогая подняться на
новые ступеньки исполнительского мастерства.
Леонид СЕРЕБРЕННИКОВ, певец:
- С каждым годом "Романсиада" набирает обороты. Российские
зрители все больше начинают интересоваться этим замечательным
конкурсом, все больше участников стали приезжать из ближнего
зарубежья и даже дальнего. К нам уже и из Израиля приехали. Это
доказывает: романс не устарел, а наоборот - он молодеет год от
года. И то, что его начинает петь молодежь, - лишнее тому
свидетельство.
ИЗ ИСТОРИИ "РОМАНСИАДЫ".
* Идея конкурса молодых исполнителей русского романса родилась
в 1996 году в редакции газеты "Труд" и принадлежит ее главному
редактору А. Потапову. Прижившийся вариант названия конкурса -
"Романсиада" придумала бессменная ведущая музыкально-
поэтического салона газеты "Труд", заслуженная артистка России
Галина Преображенская.
* Первые прослушивания конкурсантов состоялись уже в том же
1996 году в подмосковной усадьбе Остафьево. Свои музыкальные
гостиные для "Романсиады" открывали многие красивейшие старинные
особняки Москвы и усадьбы Подмосковья.
* География конкурса год от года расширяется и сегодня
включает в себя более 50 городов России. Переросшая рамки
национального конкурса, в этом году "Романсиада" впервые обрела
международный статус. Среди конкурсантов - представители
Беларуси, Украины, Грузии, Эстонии, Израиля, Южной Кореи.
* Всероссийский стал взлетной полосой для многих своих
лауреатов. Сегодня уже многие в России и далеко за ее рубежами
знают Николая Баскова - он, победитель "Романсиады-97", ныне поет
Ленского в Большом театре, стажируется в Ла-Скала. В Большом и
Новой опере поет обладательница премии "Романсиады-98" Карина
Сербина. Лауреаты и дипломанты конкурса ведут телевизионные
передачи, музыкальные салоны в Нижнем Новгороде, Казани,
Волгограде:




07-12-1999, Труд