TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Дивногорье

"ВИДЕХОМ СТОЛПЫ КАМЕННЫ".
Галина МОРОЗОВА, Пятерим ВАРФОЛОМЕЕВ.
До Дивных гор от Воронежа чуть больше двух часов автобусом. За
Лисками начинается настоящая придонская степь с серебристым
ковылем, с шарами перекати-поля. Крутой поворот белой от мела
дороги - и впереди, на противоположной стороне урочища, на склоне
горы видны четыре огромные меловые фигуры, четыре столпа. Это -
Дивы. Кажется, они стоят, молитвенно скрестив на груди руки, и
напряженно всматриваются вдаль. Что перевидали Дивы на своем
веку? Что помнят? О чем скорбят?..
По тропинке, усыпанной белой крошкой, спускаемся на дно
урочища, где расположен Свято-Успенский Дивногорский мужской
монастырь.
А вот и первая меловая скала. Вся она разбита, испещрена
надписями. Потом в монастыре нам сказали, что еще не так давно
эта скала была колокольней необычайной высоты и красоты. Теперь
же следы искусной работы древних каменотесов на ней едва
просматриваются, а ее величественная глава лежит у нас под ногами
в виде груды белых камней.
Нас встретил молодой человек - рабочая спецовка, роскошная
борода, лучистый взгляд.
- Послушник Димитрий, - поклонился он. - Буду вам
экскурсоводом, отец Парфений благословил показать обитель.
Начал Димитрий свое повествование издалека, с тех времен,
когда в 1389 году плыло по Дону из Москвы в Царьград русское
посольство во главе с митрополитом Пименом. Один из спутников
митрополита, Игнатий Смольянин, тогда и написал впервые о Дивах:
":видехом столпы каменны белы, дивно же и красно стоят рядом".
(Заметим, что в те времена ряд этот насчитывал не один десяток
столпов.).
Основан был монастырь в 1658 году. Игумен Гурий, руководивший
братией из первых десяти монахов, писал тогда царю Алексею:
"Построили мы в Дивных горах монастырь и церковь поставили, и
кельи, и ограду учинили своими трудами:".
Со временем значение монастыря как крепости на южном рубеже
России сошло на нет. Зато Дивногорье стало притягивать к себе
паломников со всех концов России: именно здесь просияла многими
чудесами Дивногорская-Сицилийская икона Божией Матери. К примеру,
в 1831 году, когда в этих краях свирепствовала холера, жительнице
села Коротояк Екатерине Коломенской в видении явилась сама Царица
Небесная и повелела совершить с иконой Сицилийской Крестный ход
вокруг поселения. После долгих поисков виденную Екатериной икону
обнаружили: на одном из столпов в Больших Дивах. После Крестного
хода эпидемия прекратилась в три дня. С тех пор народ переиначил
название святыни и в обиходе стал именовать ее на русский лад -
"Исцелийская".
Ах, если б Дивы заговорили! Они б поведали и про набеги
крымских татар, и про буйство восставших мужиков, руководимых
братом Стеньки Разина - Фролом (по преданию, где-то тут, у
впадения в Дон речки Тихая Сосна, он затопил струг, доверху
наполненный золотом и драгоценностями), и про ночные расстрелы
монахов в годы большевистских репрессий: Монастырь не раз
закрывали, приспосабливали для разных нужд. Был здесь и Дом
отдыха, и совсем недавно туберкулезный санаторий.
Сегодня монастырь переживает второе рождение: он возвращен
исконному хозяину - Воронежской епархии. Восстановлен Успенский
храм, ремонтируются кельи, реставрируются пещерные церкви.
Правда, работы ведутся трудно и медленно не только из-за
отсутствия средств, но и по причине острой нехватки рабочих рук:
монашествующих-то в обители всего четыре человека да
десяток-полтора добровольных помощников.
Вероятно, лучше бы все-таки весь комплекс не делить на две
"епархии": на государственный музей-заповедник "Дивногорье" с его
скудной бюджетной "пайкой" и сам монастырь. Он и должен быть
здесь по праву хозяином. Ведь факт: иные госчиновники озабочены
не столько сохранением Див как одной из национальных святынь,
сколько различными прожектами по созданию в Дивногорье рая для
иностранных туристов.
:Мы и не заметили, как оказались у входа в подземную церковь.
Вот он, храм Рождества Иоанна Крестителя - самый большой и
величественный в Дивах. Полностью восстановлена пока только
алтарная часть. Здесь же, ближе к выходу, - следы недавних
туристских нашествий, "наскальная живопись".
Входим в белую пещеру, уводящую в глубь меловой горы. Впереди
- непроглядная тьма. И - неправдоподобная тишина! Зажигаем свечи
и идем вслед за послушником Димитрием и священником, отцом
Владимиром. А когда вышли из пещеры, божий мир вокруг показался
еще прекраснее, а небо еще голубее и бездоннее. Одно слово -
Дивногорье!




07-12-1999, Труд