TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Телеакцент

УЖЕЛЬ ТА САМАЯ СВЕТЛАНА.
В минувший четверг на ОРТ вышел, как обычно, "Процесс". Его
вели - тоже как обычно - Александр Гордон и Владимир Соловьев.
Разделив функции - один "за", другой "против" - оба, как всегда,
обсуждали "некий проблемный узел" и предлагали зрителям
поддержать ту или иную позицию. Все было если не очень
увлекательно, то, по крайней мере, благопристойно.
Но вот наутро в пятницу в прямом трехчасовом эфире канала
"М-1" мы снова встретились с Гордоном. И не узнали его: вместо
интеллигентности - вульгарность, вместо эрудиции - поношения в
адрес знаменитых деятелей культуры, вместо тонкой иронии -
истерика самовлюбленной звезды. Когда что-то не заладилось с
техникой в эфире, ведущий буквально устроил своим коллегам
разнос, не стеснялся в "ненормативных" выражениях. Все это
продолжалось долго, почти час, и вызвало ощущение, будто мы
случайно оказались в центре кухонного скандала.
Не первый год слежу за творчеством Гордона. Еще с той поры,
когда он рассказывал нам об Америке, где жил какое-то время.
Тогда все его коллеги млели перед Новым Светом, его ирония была
необычна, умна. Потом у него был неплохой цикл на внутренние,
житейские темы, в котором он стремился сформировать в согражданах
умение бороться за свои права. А теперь вот, достигнув некоторых
высот, ведущий позволяет себе такое неуважение к этим же самым
согражданам.
В отличие от Гордона Андрей Караулов и прежде не отличался
особой учтивостью. Недаром многие критики сравнивали его беседы
один на один в "Моменте истины" с допросами "крутого"
следователя. Но и с ним в последнее время произошла неожиданная
перемена: теперь, с переходом программы с РТР на ТВЦ, он
предпочитает многолюдье и ведет исследование не столько вглубь,
сколько вширь. В минувшее воскресенье Караулов взялся подвести
итоги прошедших в стране губернаторских выборов. Журналист в
привычном своем стиле громил всех подряд - и бывших губернаторов,
и нынешних, и "богатеев", и политическую элиту. Популистским
чутьем он понимает, что зрители, не очень-то счастливо живущие
сегодня, "на ура" воспримут все его филиппики.
Тем же стремлением потрафить нетребовательным вкусам (на сей
раз, правда, не политическим, а художественным) объясняю я
эволюцию Николая Сванидзе с его "Зеркалом" (РТР). Решив сменить
форму монолога на ток-шоу, журналист, кажется, не понял, что в
этом жанре слово ("ток") и зрелище ("шоу") находятся в
неразрывном единстве. То есть сама беседа должна восприниматься
зрителями как нечто увлекательное. Он же, сохранив в своей
программе весьма тягучие, как и прежде, разговоры, попросту
добавил к ним песни, пляски, дрессированных животных. Получились
в результате, считаю, эклектика и безвкусица.
Еще более изменил себе, прежнему, Евгений Киселев в "Итогах"
(НТВ). Раньше он гордился - и справедливо! - объективностью своих
передач. Теперь каждое воскресенье откровенно и безжалостно
"мочит" нашего президента и при этом постоянно сетует на: угрозу
свободе слова в стране.
В последних "Итогах" он, кажется, превзошел самого себя и по
количеству времени, отданному в передаче персоне президента, и по
резкости формулировок в его адрес. По сравнению с предыдущими
"сериями" тут было немало нового. Впервые не прозвучало имя
В.Гусинского: привыкшему к стенаниям на эту тему зрителю такое
могло показаться чуть ли не предательством журналиста по
отношению к шефу. Однако им была развернута другая интрига:
президент, оказывается, хотел расколоть сплоченную команду
энтэвешников, склонить чуть ли не к "измене" кое-кого из них. И
прежде всего Светлану Сорокину. Признаться, я всегда считал ее
членом другой команды - команды телезрителей. За годы,
проведенные в качестве первой ведущей "Вестей" на РТР, она
заслужила любовь миллионов. Особую славу стяжали знаменитые ее
финалы, исполненные лукавого юмора, тонкой иронии, жизненной
мудрости. Даже когда Сорокиной приходилось, подчиняясь
начальственной воле, произносить чуждые ее убеждениям тексты, она
умела нередко одним взглядом, улыбкой выразить к ним свое
отношение, оставаясь искренней.
За это свое качество Сорокина и была отстранена от "Вестей". В
те дни, помнится, все телевизионное сообщество проявило
единодушие в оценке политики тогдашнего руководства РТР. Руку
помощи раньше других протянули коллеги с НТВ, где журналистка
вскоре стала ведущей программы "Герой дня".
Напоминаю все эти события, чтобы попытаться найти причину
перемен, случившихся с Сорокиной. Не пойму, почему минувшей
осенью, когда канал развернул тотальную атаку на президента, она
согласилась вести вместо Киселева "Глас народа"? Почему не только
не смягчила, но, пожалуй, даже усугубила содержащиеся в передаче
малоаргументированные выпады?
Скажу лишь о том, что заметно с первого же взгляда.
Журналистка, кажется, изменилась даже внешне. Прежде всегда
внимательная, даже ласковая к тем зрителям, которых принято
называть "рядовыми", теперь она их словно не замечает, не желает
слышать их голос - "глас народа". Впрочем, те выпуски программы,
где нет разговора о Гусинском, НТВ и их тяжбе с властью (к
примеру, последний - там речь шла о реформах, начатых
правительством), оказываются много удачнее "баррикадных". И
Сорокина в них выглядит почти такой же, какой мы полюбили ее
десять лет тому назад.
Анри ВАРТАНОВ.




08-02-2001, Труд