TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

День 7-го ноября

CВОИ И ЧУЖИЕ.
Вот уже 84 года выделяется в российском календаре 7 ноября
красным праздничным цветом, и несколько поколений россиян
отмечают этот день как большой всенародный праздник. Времена
изменились, но праздник остался, поменяв, впрочем, название.
Нынче 7 ноября отмечали по-разному. Кто-то - таких было совсем
мало - пошел на демонстрации с красными флагами. Другие
восприняли этот день как дополнительный выходной, просто
отдыхали.
"День согласия и примирения" - так именуется он сегодня.
Насколько соответствует это название реалиям наших дней?
Корреспонденту "Труда" на этот вопрос отвечает известный
политолог, секретарь политсовета общероссийской общественной
политической организации "Отечество" Василий ЛИПИЦКИЙ:
- Пока, на мой взгляд, это название воспринимается несколько
парадоксально, поскольку именно Октябрьская революция разделила
нацию на "белых" и "красных", на своих и чужих. Приход к власти
большевиков знаменовал собой один из самых кровавых периодов в
истории страны. Однако именно исторический, т.е. слегка
отстраненный, неэмоциональный подход к этой дате, я убежден,
позволит нашим согражданам уже в ближайшем будущем с полным
основанием назвать 7 ноября Днем примирения и согласия. Особенно
если вспомнить о христианских традициях, основанных на
всепрощении. Тогда день, с которого началась большая трагедия для
России, спустя десятилетия может стать своего рода "прощенным
воскресением" - праздником, когда прощают причиненное зло и не
держат больше обиды. Пока, к сожалению, этого не произошло, и
отношение к 7 ноября по-прежнему носит идеологизированный
характер.
Сегодняшние политики впадают в крайности, эксплуатируя
"красную идею". Одни представляют ее как возможную угрозу, другие
- вроде Зюганова - как ностальгическую мечту, которую надо
реализовать. При этом и те и другие используют ситуацию в своих
собственных политических целях, на словах якобы заботясь об
интересах народа. Нигде в цивилизованных странах политическим
противникам не приходит в голову переоценивать исторические
события с целью дискредитировать друг друга. Для английских
лейбористов, к примеру, было бы абсолютным "нонсенсом" обвинять
тори в преступлениях, которые совершили их предшественники в
английских колониях три века назад. И пока наши политики не
научатся политическому этикету, принятому в кругу более
цивилизованных иностранных коллег, ни о каком согласии не может
быть и речи. Хочется верить, что мы наконец научимся относиться к
своему прошлому с уважением, не перекраивая его и не бряцая им,
как неким секретным оружием. История не должна быть орудием
политической борьбы.
Марина ЧЕРНУХА.




09-11-2001, Труд