TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Грешники поневоле врач, исцеляя тело, а священник - душу, одинаково служат жизни

НО ЕСТЬ ВОПРОСЫ, В КОТОРЫХ ОНИ ОСТАЮТСЯ
НЕПРИМИРИМЫМИ ПРОТИВНИКАМИ.
И те, и другие хотят блага для человека. И те, и другие
призваны творить добро. Врач, исцеляющий телесные недуги, и
священник, врачующий душу, - им бы идти по жизни рядом. Увы.
Нередко они не понимают друг друга, в особенности, когда дело
касается новейших медицинских технологий. Почему? Возможно ли
преодолеть противостояние? Об этом корреспондент "Труда" беседует
с настоятелем храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского
монастыря священником Александром ИЛЬЯШЕНКО.
- Для чего приходит человек на эту землю, отец Александр? Для
счастья или для страдания, несения креста?
- Для счастья - вне всякого сомнения. Но не надо думать, что
несение креста - это страдание. Господь говорит: "Иго Мое благо,
и бремя Мое легко". Жизнь сама по себе - величайший дар и
ценность, даже если она трудна. Но и без скорбей не будет эта
жизненная дорога - бытие человеческое не может оказаться лишь
сладким медом. В преодолении трудностей - ценность жизни и
человеческой личности. И это тоже счастье.
- Счастье для двух любящих людей в том числе и в полном
обладании, наслаждении друг другом, не так ли?
- Не совсем так. Счастье не сводится лишь к обладанию и
наслаждению. Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что счастье - это
не когда двое смотрят друг на друга, а когда они смотрят в одну
сторону, когда у них одна цель. Конечно, говоря о двоих, мы имеем
в виду, что эти двое - супруги. Супружеские отношения - божеский
дар, врученный мужу и жене, любящим и верным, как награда за их
любовь и верность. Надо бережно обращаться с этим даром.
"Я могу распоряжаться собой, своим телом как хочу!" - считают
многие люди. Это - заблуждение, и счастья оно не приносит. Наш
век призывает к погоне за удовольствиями, но сама эта погоня лишь
унижает человеческое достоинство, низводит человека до
удовлетворения примитивных потребностей и низменных страстей.
- Считаете ли Вы использование контрацепции в супружеских
отношениях следствием неправедной жизни?
- Да, считаю. Контрацепция - одно из средств для погони за
наслаждениями, которое позволяет, как говорил Достоевский, "со
сладострастием насекомого удовлетворять свою похоть".
Не существует безопасных для здоровья женщины методов
контрацепции, в особенности гормональных. Нельзя безнаказанно
вторгаться в тончайшие механизмы человеческой природы. Это
вторжение может иметь самые тяжелые последствия, порой
непредсказуемые. Врач, рекомендующий супружеской паре
контрацепцию, тем самым исходит из противоестественной установки,
что ребенок может быть нежеланным.
- Но согласитесь, отец Александр, когда врачи предлагают
супружеской паре предохраняться, они менее всего хотят нанести
зло. Напротив - стремятся уберечь женщину от абортов.
- Мы уважаем врачей за их тяжкий благородный труд. Но врачи,
как и все мы, всего лишь люди, и могут ошибаться. Доктор - тоже
жертва страшной идеологии, которая господствует в современном
мире.
Наше общество уже платит за свою неспособность жить по законам
Церкви тем, что оно опасно постарело. В 60-х годах на одного
пенсионера было 19 работающих. Ныне на каждого старика приходится
1,7 работающего. По оценке Фонда народонаселения, доля пожилых
людей в ближайшее время возрастет в шесть раз. Через
тридцать-сорок лет будет просто некому ухаживать за стариками.
- Задача Церкви, мне видится, состоит в озарении жизни неким
светом - так, чтобы человеку стало лучше. Та же идея - у врачей.
Так почему же так труден путь навстречу друг другу?
- Потому, наверное, что важно не ошибиться в выборе цели и
средств. Ибо цель не оправдывает средства. Жизнь настолько
сложна, что можно заблудиться и потом сильно страдать. Так и в
медицине: считается, что некоторое средство хорошо, - просто по
ошибке.
- А врачи, занимающиеся репродуктивным здоровьем женщины,
считают, что ошибаетесь вы. Как же услышать друг друга?
- Профессия медика - служение страдающему человеку -
благородна и есть исполнение заповедей Божьих. На самом деле,
взаимопонимание есть и было всегда: достаточно вспомнить святых
целителей, великомученика Пантелеймона, например, или выдающегося
ученого и хирурга лауреата Сталинской премии ныне причисленного к
лику святых архиепископа Луку Войно-Ясенецкого. При многих
больницах есть ныне свой храм, свой приход. Но, к сожалению, дух
времени вводит в заблуждение даже людей искренних,
самоотверженных и добрых, коими в большинстве своем являются
врачи. И в конечном счете противопоставляет людей науки и
медицины вере.
- Однажды вы сказали: "Медицина не есть точная наука"
Допустим, беременную женщину обследовали и определили с большой
степенью точности, что у нее будет ребенок с тяжелой врожденной
патологией. Ей предлагают прервать эту беременность. Как ей
поступить, чтобы не впасть в грех? Пренебречь этим прогнозом?
- Да. Ибо никакой прогноз не может быть абсолютно точным -
внутриутробные болезни предсказываются лишь с некоторой долей
вероятности. Нельзя трактовать медицинский прогноз как
неотвратимый приговор. Всегда остается шанс, что ребенок родится
здоровым. Ну а если малыш действительно родился больным, то в
этом случае на родителей ложится тяжелейший духовный крест -
любить такого ребенка.
Я знаю семью, в которой рождение больного ребенка сказалось
благотворно на внутрисемейных отношениях. Старшие дети его очень
любят. Он вносит удивительное умиротворяющее настроение в
духовную атмосферу дома и является не только и не столько
крестом, сколь неким ангелом.
Мне приходилось бывать, раздавать гостинцы и служить в детских
домах для неполноценных детишек. Некоторые из них действительно
очень тяжело больны, не могут назвать свое имя, но зато как они
умеют радоваться малому, быть благодарными.
- Это - сироты при живых родителях? Дети тех самых матерей,
что не послушались врачей, родили больных детей и тут же бросили
их?
- Да. Вам жалко таких ребят? Мне тоже, но я жалею и родителей
их, вставших на путь заблуждений. Они думают, что избежали
страданий, но это не так. Они, предавшие своих детей, лишили себя
радости - радости любви ребенка, пусть и не такого, как все.
У Куприна есть такой рассказ. Молодой офицер приезжает в
Петербург поступать в военную академию. Он останавливается в
семье, в которой сын - неполноценный ребенок. У мальчика есть
единственное занятие, которое доставляет ему удовольствие: он
собирает в копилку монетки - "тэки". Офицер проваливается на
вступительных экзаменах, приходит домой страшно расстроенный,
чуть не плача: денег нет, а надо возвращаться назад... И вдруг из
другой комнаты выезжает на своей инвалидной колясочке мальчик и
протягивает юноше свою копилку: "тэки, тэки! " Этот, казалось бы,
неполноценный мальчик почувствовал его горе и пожертвовал самое
дорогое, что у него было. Сочувствие больного мальчика окрылило
офицера, вернуло ему радость. И через всю дальнейшую жизнь,
которая, кстати, сложилась удачно, он пронес благодарность и
любовь к этому мальчику.
Понимаете? Такие детишки потрясающе чувствуют любовь и ласку
и, как никто, умеют отвечать искренней любовью. Я думаю, пускай
будет трудное, но счастье, чем легкое бесчестье. Как говорится,
"Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой"
- Сегодня люди, слава Богу, чаще приходят за советом в храм.
Допустим к вам, отец Александр, приходит семья, имеющая детей, но
живущая в крайней нужде. Вправе ли вы сегодня сказать им:
"Рожайте, сколь Бог дал"?
- Вправе. И говорю. В Москве - несколько десятков тысяч семей,
в которых растут трое и более ребятишек. И живут они не хуже
любой другой средней семьи. На детей - Бог дает. И потом наши
люди - добрые. Часто прохожие на улице останавливают многодетную
маму, извиняются, предлагают детские вещички или что-то еще. В
церкви многодетные семьи получают помощь: прихожане всегда
поддерживают и уважают такую семью. Сколь может, помогает им и
государство.
Кстати, дети из многодетных верующих семей, по оценкам
психологов, зачастую обладают более высоким уровнем развития, чем
их сверстники. У них свой, духовный круг общения, и они знают,
что такое грех. Это дает им силы устоять перед разноликими
соблазнами.
- Из года в год в России становится все больше бесплодных
супружеских пар. В то же время решением Архиерейского собора
"пути к деторождению, не согласованные с замыслом Творца, Церковь
не может считать нравственно оправданными". Значит, бездетные
супруги, решившиеся на экстракорпоральное оплодотворение, грешны?
- У меня метод ЭКО вызывает внутренний протест. Ведь эта
операция предполагает заготовление, консервацию и намеренное
разрушение избыточных эмбрионов. Для Церкви это неприемлемо.
Неприемлемо даже и в том случае, если для ЭКО будет
использован только один эмбрион. Нельзя вторгаться в область
сокровенного: муж и жена - едина плоть, и в сфере их сокровенных
отношений не место третьему. Даже врач, даже с самыми благими
намерениями, не может быть этим третьим. Кроме того, человек -
существо духовное, состоящее из тела и души. И как тело матери
окружает и оберегает своего ребенка, так и душа матери окружает и
оберегает его душу. А при внетелесном оплодотворении - кто
сбережет его беззащитную душу и тело?
- Получается, бесплодие - пожизненный приговор, крест
бездетности?
- Давайте попробуем разобраться: почему женщина не может иметь
детей? Если в древнем Израиле бесплодие считалось наказанием за
грехи, хотя подчас, быть может, и напрасно, то в наше время это
так в подавляющем большинстве случаев. Сегодня мы переживаем
эпидемию блуда - найти людей, которые прошли жизнь, не
споткнувшись на этом грехе, практически невозможно. Бесплодие, по
медицинским, заметьте, данным, возникает чаще всего в результате
абортов или после заражения инфекцией, передающейся половым
путем, или многократной смены партнеров. Значит, как правило, это
- расплата за предшествующую жизнь, жизнь во грехе.
- Даже если и так - разве не может быть даровано прощение тем,
кто когда-то ошибся?
- Может, через покаяние. И мы знаем немало таких случаев,
когда бездетные много лет супруги обретали наконец радость в
детях. В Москве, в храме Живоначальной Троицы на Грязях особо
почитают святого преподобного Давида Гареджийского. Там каждый
понедельник служится молебен ему, ведется летопись случаев, когда
у бесплодных пар рождаются дети. Чудеса свершаются и в наше
время. Одно из них - обретение долгожданного ребенка.
- Вы заметили, отец Александр, как часто люди задают себе, да
и вам, наверное, вопрос: "За что? За что мне такие муки"?
- Вопрос поставлен неправильно. Надо спрашивать: не - за что,
а - зачем? Затем, чтобы человек осознал свои ошибки и изменил
свою жизнь, то есть покаялся. Однако очень нелегко научиться
каяться. Покаяние - одно из высших дарований, которыми Господь
награждает человека за его искренние постоянные усилия изменить
свою жизнь. Если ты каешься, то понимаешь: испытания и тяготы,
которые приходится тебе переносить, не случайны, а ниспосланы
Богом. Это - знак, указание на то, что ты должен в чем-то
изменить свою жизнь.
А изменившись, ты, быть может, поймешь, зачем было послано
тебе это испытание.




08-02-2001, Труд