Космические туристы выстраиваются в очередь но прежде чем они полетят, росавиакосмосу нужно выяснить отношения с наса
После успешного приземления в минувшее воскресенье корабля
"Союз ТМ-31" с российскими космонавтами Талгатом Мусабаевым,
Юрием Батуриным и американским миллионером Деннисом Тито
генеральный конструктор РКК "Энергия" Юрий Семенов выразил
надежду, что будет забыта острая полемика, разгоревшаяся между
НАСА и Росавиакосмосом в связи с полетом первого космического
туриста. На самом деле, думается, все только начинается:
российской стороне предстоят в ближайшие месяцы чрезвычайно
тяжелые переговоры с американцами и другими партнерами по
строительству Международной космической станции (МКС) о
космическом туризме и других коммерческих проектах.
В свое время руководители Росавиакосмоса хотели свести к
минимуму количество полетов кораблей "Союз" на МКС с экспедициями
посещения. Причина банальна: стремились максимально сократить
расходы. Но затем выяснилось, что эти кратковременные космические
рейсы могут приносить не убытки, а неплохие доходы, если на
кораблях-"такси" доставлять на станцию космонавтов других стран,
а также туристов. Сейчас некоторые наши специалисты считают, что
экспедиции посещения надо бы организовывать на международную
станцию не два-три раза в год, а пять-шесть раз. Это позволит нам
зарабатывать 100-120 миллионов долларов ежегодно, что явилось бы
серьезной поддержкой скудного бюджета отрасли.
Американцам, судя по реакции на полет Тито, такие идеи, думаю,
не понравятся. Но и нам отступать некуда (денег на проект МКС и
на реализацию национальной программы катастрофически не хватает).
Так что недавняя перепалка между НАСА и Росавиакосмосом может
оказаться лишь легкой разминкой.
Еще недавно планировалось, что на МКС будут постоянно работать
семь человек в двух жилых модулях - нашем и американском. Но США,
как уже сообщалось в "Труде", отказались от строительства своего
трехэтажного жилого блока. Таким образом, остается только наша
"Звезда". Это значит, что численность постоянного экипажа
уменьшается с семи до трех человек. Прежде из 7 мест на МКС за
Россией были закреплены 3. Одно или два из них можно было время
от времени сдавать в аренду. И это тоже сулило хорошие деньги.
Теперь, выходит, нам достанется только одно место. Россию это
явно не устраивает. Скорее всего, в ходе предстоящих переговоров
специалисты Росавиакосмоса поставят вопрос о пересмотре вклада
нашей страны в создание МКС и соответственно увеличении
закрепленных за нами мест до двух. О том, как будут встречены эти
предложения партнерами, догадаться несложно.
Так что не зря было потрачено столько сил и нервов
руководителями отрасли и генеральными конструкторами в "первом
раунде", когда Росавиакосмос, несмотря на жесткие возражения
НАСА, отправил-таки в космос Денниса Тито. Уплаченные им 20
миллионов долларов можно считать первым взносом, а сам полет -
важным прецедентом. Как сообщила в воскресенье лондонская
компания "Ред леттерс", несколько десятков британских
мультимиллионеров желают приобрести у России "билеты" на
Международную космическую станцию. Эта турфирма известна
организацией "экстремальных путешествий". В интервью
корреспонденту ИТАР-ТАСС представитель компании сказал, что после
успешного завершения полета калифорнийского бизнесмена в "Ред
леттерс" поступили десятки запросов от богатых англичан,
стремящихся в космос и готовых заплатить России большие деньги.
Российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" ведет сейчас
переговоры с десятью возможными претендентами на полет. По словам
директора фирмы, в ближайшие десять лет такие приключения для
непрофессионалов "станут нормой". По сообщению британской "Санди
таймс", следующей зимой один из кандидатов может побывать на
орбите. Есть и другие предложения.
В споре с НАСА российская сторона демонстрирует современный,
рыночный подход: МКС должна служить не только науке, но и
приносить реальную коммерческую отдачу. Кстати, никто не
запрещает и американцам развивать космический туризм. Самое
разумное в этой ситуации - договариваться, а не усиливать
противостояние. В конце концов мы тоже можем выставить
американцам множество претензий. Например, в американском модуле
"Дестини" система по удалению углекислого газа работает на 50
процентов от расчетной мощности. И только благодаря нашей
"Звезде" удается в полной мере очищать воздух, когда на станции
работают шесть человек. Но если речь идет о настоящем
партнерстве, то такие мелочные счеты не должны стать практикой.
Виталий БОРИСОВ.
07-05-2001, Труд