TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Прощание

ГОРЕЧЬ "КАЛИНЫ КРАСНОЙ".
Вчера Москва прощалась с Евгением Светлановым. В знаменитом
Белом фойе Большого театра людно, но речей не слышно - звучит
только музыка. Великий дирижер был и композитором. Когда-то на
смерть Василия Шукшина он написал симфоническую поэму "Калина
красная". Сколько русской шири в ней, какая душевная драма
выплескивается наружу - и каким жестоким контрастом в эту живую
исповедь вторгается мотив средневекового хорала "Dies irae"
("День гнева"), издавна служивший композиторам символом смерти...
Рядом со мной стояли оркестранты Большого театра, где, можно
сказать, прошла почти вся творческая жизнь Светланова. Пришли и
музыканты Государственного академического симфонического оркестра
России, которым маэстро руководил 35 лет - до 2000 года, когда
неумным решением чиновников от культуры был отставлен от любимого
коллектива.
- Горько, потому что ушел великий человек, - говорит мне
скрипач и дирижер Владимир Спиваков. - Вдвойне горько, оттого что
вновь подтвердились слова Федора Шаляпина: у нас мало ценят людей
настоящих. А Светланов был как раз из настоящих, из тех, кто
своей пассионарностью двигает вперед эпоху. К сожалению, пора
титанов проходит, наступает пора менеджеров от искусства.
Евгению Федоровичу мешали работать в России, особенно
последние десять лет. Счастлив, что хоть в какой-то степени мог
быть полезен ему как глава Российского национального оркестра, с
которым у мастера сложились в последнее время прекрасные
отношения. То, что сделано Светлановым, во многом определит
развитие музыки в XXI веке. Убежден - мы остались перед великим
музыкантом в долгу.
Сергей БИРЮКОВ.




07-05-2002, Труд