Рэгтайм о гоголе-моголе
ЛЮДМИЛА ГУРЧЕНКО ВНОВЬ СРЫВАЕТ АПЛОДИСМЕНТЫ.
Актер и публика... Их взаимная любовь, как всякая любовь, -
драма. Особенно если эта любовь, как говорится, со стажем. Ведь
"зритель не прощает разочарований", и выходит, что "актер умирает
раньше физической смерти: когда о нем забывают".
Я закавычил эти прописные истины, потому что они - цитаты из
пьесы Валентины Аслановой, легшей в основу нового спектакля
"Мадлен, спокойно!", первое представление которого состоялось на
днях в помещении столичного Театра имени Маяковского. Истины
действительно прописные, и спектакль на тему, тоже не блещущую
оригинальностью, о стареющей актрисе, живущей воспоминаниями о
былой славе и вдруг получающей шанс вернуться к публике, - мог бы
выйти просто скучным и банальным, если бы не одно обстоятельство.
У нового проекта творческого объединения "Дуэт" есть
конкретный актерский адрес: пьеса поставлена режиссером Романом
Козаком специально на Людмилу Гурченко. Образ и судьба Мадлен
Вердюрен проецируются на образ и судьбу всенародно любимой
исполнительницы, которая здесь получает еще один шанс
продемонстрировать, насколько верно ей до сих пор служат ее
драматический талант, ее голос, ее музыкальность, ее пластика.
Эксцентрическая музыкальная комедия с изрядной примесью грусти,
да еще с "французским акцентом" (который, возможно, дань давней
страсти Гурченко к варьете) - как говорится, то, что доктор
прописал.
К месту пришлись и специально написанные к спектаклю мелодии
Давида Тухманова, временами почти достигающие уровня вещей его
шлягерной поры, и хореография Николая Андросова, дающая
возможность Людмиле Марковне похвалиться по-прежнему стройными и
по- прежнему легко взлетающими вверх ножками. В таких номерах,
как, например, "Рэгтайм о гоголе-моголе", песенка про птицу
Феникс или финальное танго, есть чем занять зрителя и самой
Гурченко, и ее коллегам Ларисе Кузнецовой (служанка Симона),
Евгению Князеву (Жан) и профессиональному танцовщику Игорю
Пиворовичу (Диего). Тут уж можно простить и некоторые
несообразности сюжета, и странности оформления (например,
непонятно как попавший в квартиру француженки здоровенный
советский магнитофон "Романтик-304", под звуки которого она
репетирует).
Конечно, пьеса "Мадлен, спокойно!" - не только буффонада. Хотя
бы потому, что ассоциативно будит в памяти другие, поистине
замечательные образы, созданные Гурченко, - от веселой и смелой
Леночки в "Карнавальной ночи" до отчаянной официантки в "Вокзале
для двоих". Во всех них вместе с комизмом есть и своеобразный
героизм.
"Если за кулисами у тебя что-то болит, то на сцене все
проходит!" Вот и в этом девизе Мадлен Вердюрен есть героизм
человека, который остается самим собой наперекор всему. Даже
наперекор тому, чему противостоять, по законам физики,
бесполезно, - времени. Но у женщины, актрисы, - своя логика.
Может быть, безумная, с точки зрения рационалиста, но оттого не
менее здравая. Право, стоит посмотреть на Людмилу Гурченко в
новом спектакле, чтобы убедиться в этом.
Сергей БИРЮКОВ.
09-11-2001, Труд