TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Фальшивый мент

РЕДКИЙ ВОДИТЕЛЬ СЕГОДНЯ ДОБЕРЕТСЯ ДОМОЙ БЕЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ.
Эпидемия разбоев на российских трассах вспыхнула в конце 80-х
годов. Грабили водителей и раньше, но клан преступников с большой
дороги оформился и стал расти как снежный ком с большой дороги
именно тогда. Сегодня нет области, где суды ни разу бы не слушали
уголовные дела о дорожных разбойниках.
Особенно привлекают бандитов большегрузные автомобили, которые
везут товар на дальние расстояния: кроме ценного груза, у
водителей- дальнобойщиков всегда есть еще и приличные суммы
наличными - на ремонт, горючее, штрафы и другие выплаты и
непредвиденные расходы. Кроме того, чтобы остановить трейлер на
пустынной дороге, много ума не надо.
Долгое время считалось, что около половины всех нападений на
дальнобойщиков приходится всего на три области - Ленинградскую,
Тверскую и Московскую. Однако это не совсем так: далеко не все
случаи налетов в других регионах попадают в криминальную
статистику - за помощью к милиции обращаются не все пострадавшие
шоферы. Разве что когда уж очень прижмут.
Ставропольским дальнобойщикам не повезло на сотом километре
автодороги "Урал": несколько суток без еды и питья они провели в
лесу. Кто бы мог тогда подумать, что их "МАЗ" с прицепом
останавливали не сотрудники ГИБДД, а преступники? Один, в
гражданском, сидел в "Жигулях" с мигалкой. Его напарник в
милицейской форме подошел к "МАЗу". Дисциплинированные шоферы
протянули ему сопроводительные документы. Однако "милиционер",
вместо того чтобы представиться, сунул им под нос пистолет и
потребовал не бумаги, а деньги и ключи от машины. Ошалевшие от
такой наглости водители попробовали сопротивляться, за что были
жестоко избиты и увезены в чащу. "Инспектора" накрепко привязали
их к деревьям, а сами уехали. Не окажись через пару дней случайно
поблизости местная жительница, оба шофера могли бы погибнуть от
голода и холода. А их грузовик с товаром так и пропал в
неизвестном направлении.
К сожалению, прием с использованием милицейской формы нынче
стал одним из самых распространенных у придорожных бандитов.
Водители в панике: попробуй не остановись, когда тебе приказывает
старшина. В ГИБДД подтверждают: останавливаться по сигналу
сотрудника нужно даже ночью. Правда, оговариваются: если на
трассе встретился именно милицейский экипаж, снаряженный по всей
форме, а не просто в "гражданке", но с жезлом.
Пользуются налетчики этим приемом давно и практически на всех
российских дорогах. Так, в Калужской области настоящим
оперативникам удалось задержать целую разбойную группу, которая
держала в страхе водителей, ездивших по трассе Москва - Брянск.
Самой дурной славой пользовалась автостоянка под Обнинском, где
уставшие шоферы грузовиков обычно останавливаются отдохнуть и
перекусить. Переодетые в милицейские мундиры налетчики сначала
"проверяли" у шоферов-транзитников документы на груз, а затем -
нож к горлу и, отобрав наличные, быстро скрывались на своем авто.
Бандиты так умело изображали милиционеров (даже по рации
"докладывали"), что прихватить их на месте преступления
сотрудникам угрозыска удалось только в результате нескольких
месяцев охоты в Жуковском районе.
Семь лет назад, используя опыт ГУВД Краснодарского края, на
местах начали создавать специальные группы для борьбы с
придорожными разбойниками. Трассы патрулируются милицейскими
машинами с экипажами, нередко замаскированными под обычные авто.
Высылаются и так называемые машины-ловушки. Однако в корне
переломить ситуацию не удалось, грабежи и разбои продолжаются.
Тревожной остается до сих пор обстановка на дорогах Свердловской,
Ростовской, Иркутской, Ленинградской и Московской областей, в
Ставропольском крае и в Татарстане. Дорожный разбой там
превратился в постоянный источник криминальных доходов. В
Иркутской области, например, задержали целую группировку, которая
собирала дань с дальнобойщиков. Бандиты так объясняли поборы:
"Деньги пойдут на нужды заключенных...".
Но самые широкие возможности для шакальего промысла все-таки в
столичной области. В Москву везут самый разнообразный товар -
стоимость груза только в одной фуре может измеряться многими
сотнями тысяч долларов. Вот почему на подмосковные трассы в
поисках добычи слетаются бандиты со всей территории бывшего СССР.
В Мособлсуде недавно вынесли приговор шайке грабителей, которые
называли себя "жертвами абхазской войны". По словам выходцев из
Абхазии, во время недавней войны у них там разрушили дома, вот
они и облюбовали для прокорма участок Каширского шоссе.
Доверчивым водителям грузовиков они предлагали "прихватить по
дороге попутный груз". На самом же деле, заманив в безлюдное
место, несчастных избивали до полусмерти, затем привязывали к
дереву и уезжали.
Впоследствии выяснилось, что преступники продавали не только
краденый груз, но еще и сами грузовики, которые затем
отправлялись в Среднюю Азию. Если бы угрозыск не нарушил
преступный бизнес, бесчинства "жертв войны" на трассе
продолжались бы до сих пор.
Кстати, как выясняется, некоторые дорожные бандиты теперь
специализируются не на кражах грузов, а на продаже отобранных
грузовиков. В Люберецком районе Подмосковья только у одной фирмы
было угнано сразу четыре самосвала "татра", каждый - стоимостью
более миллиона рублей. Водителям сначала пригрозили оружием, а
потом связали. Сотрудники ГИБДД перехватили самосвалы далеко от
Москвы, на автодороге Дон, когда угнанную технику уже гнали
заказчикам.
По данным статистики, в России ежегодно официально
регистрируется около тысячи дорожных грабежей и разбоев, и это
вызывает тревогу у правоохранительных органов. Между тем такими
же проблемами озабочены не только у нас. В странах бывшего Союза
перевозить ценные грузы, похоже, стало не менее опасно. В Грузии,
например, недавно 15 турецких водителей-дальнобойщиков были
атакованы вооруженными бандитами и обобраны до нитки. По-прежнему
небезопасно путешествовать по дорогам Белоруссии, Прибалтики и
Украины. О разбоях на польских дорогах, несмотря на европейское
качество покрытия, давно уже ходят легенды. Кстати, там тоже в
большом ходу грабежи с использованием формы полицейских.
Существует даже специальный перечень добрых советов для
водителей, которые отправляются из России в Европу через Польшу.
К таким советам есть смысл прислушаться: по данным польской
полиции, за год там пропадало до 8 тысяч автомобилей, на которых
иностранцы следовали транзитом на восток или на запад.
Так что, собираясь в дальнюю дорогу, всегда есть смысл
поговорить с бывалыми автомобилистами, которые не в первый раз
курсируют по выбранному вами маршруту и знают, возможно, даже по
собственному печальному опыту, как лучше избежать неприятных
встреч на дороге с современными разбойниками, коих развелось
великое множество.
Александр Данилюк.




09-11-2001, Труд