Народный автомобиль - это мерседес по цене запорожца
Российским автолюбителям в минувшую среду напомнили о лозунге
"Покупай российское!". В Кремле главы отечественных автозаводов
представили президенту страны В. Путину предложения о поддержке
отрасли и введению новых пошлин на ввоз подержанных иномарок.
Если эти предложения обретут силу закона, то автомобильная
промышленность получит шанс выйти из кризиса, а россияне со
средним достатком смогут пересесть в основном на родные
"Москвичи", "Волги" и "Жигули".
НАДО сказать, что руководители ГАЗа, ВАЗа и Московского
автозавода с начала реформ призывают власти оказать
государственную поддержку своим производителям и, наоборот,
опустить шлагбаум на пути иномарок в Россию. Но на этот раз свои
аргументы они подкрепили заботой об экологии. Скоро в странах ЕС
вступит в силу запрет на пользование автомобилями, выработавшими
ресурс. Этот поток подлежащих утилизации машин неизбежно хлынет
на российский рынок. Дабы "забугорный хлам" не нанес ущерба
родной природе, предлагается поставить на таможне барьеры.
А чтобы российские граждане, откладывавшие деньги на
подержанные "опели" или "форды", не расстраивались, лидеры
автопрома просят экономически поддержать российские заводы. То
есть реструктурировать задолженность, дать налоговые послабления
и снизить пошлины на узлы и детали, которые в стране не
производятся. Тогда наша автомобильная промышленность получит
шанс собраться с силами и начать выпускать современные машины.
Президент эти идеи в значительной мере поддержал, заявив, что
отечественную автомобильную промышленность надо развивать, хотя,
конечно, "у российских покупателей должен быть выбор". Если иметь
в виду массового покупателя, речь идет о выборе между хорошими,
но старыми иномарками, и хорошими и новыми "Жигулями" и
"Москвичами". И уже, так сказать, на новом витке прозвучал призыв
своими силами создать "народный автомобиль" - надежный,
комфортный и доступный по цене.
Сразу после встречи в Кремле вице-премьер Илья Клебанов
заявил, что для улучшения экологии, которая страдает от
транспорта, решено с 2003 года прекратить выпуск бензина с
высоким содержанием свинца. Также правительству поручено готовить
меры по сокращению ввоза старых иномарок, причем защищать от них
наш рынок будут исключительно экономическими методами. В
частности, предлагается подержанные авто разделить на две группы
по возрасту - те, что от 3 до 7 лет, и те, что старше. И поднять
таможенные пошлины - в первом случае примерно на треть, а во
втором - втрое. Сегодня импортные малолитражки старше 7 лет можно
купить по цене "классики".
При новых пошлинах они станут дороже жигулевских "десяток" и
вряд ли смогут конкурировать по цене с "Москвичами", "ВАЗами" и
"Волгами".
У сторонников этой идеи есть один бесспорный аргумент -
отечественную промышленность надо поддерживать. Тем более
автомобильную, где заняты 10 процентов трудоспособного населения.
Эта отрасль в глубоком кризисе. В прошлом году выпуск "Волг"
снова сократился, Московский автозавод вообще долго стоял. Только
ВАЗу удалось на 5 процентов поднять производство, но и ему далеко
до уровня начала 90-х.
В то же время в России с тех пор меньше покупать машин не
стали. Просто все больше автолюбителей предпочитают заграничные
машины, которых завозится сейчас от 300 до 400 тысяч в год. Это
уже сопоставимо с объемами выпуска отечественных легковушек. Наши
автозаводы потеряли рынок, не выдержав конкуренции с подержанными
иномарками - они, по разным оценкам, составляют от 80 до 90
процентов автомобильного импорта.
Ясно, что только высокими пошлинами не реанимировать
российский автопром. Вспомним, что 30 лет назад ВАЗ, построенный
совместно с итальянским ФИАТом, выпускал вполне современные для
той поры машины. С тех пор конкуренты ушли далеко вперед, а наше
автомобилестроение, имевшее гарантированный сбыт, так и осталось
в прошлом веке. С приходом рынка конкуренция - пусть уже не с
новыми, а с подержанными иномарками - заставила автозаводы
разрабатывать новые модели, в том числе совместно с западными
партнерами.
Василий ЩУРОВ.
ТОЛЬЯТТИ.
В июне с конвейера ВАЗа должен сойти 20-миллионный автомобиль.
За 30 лет завод прошел путь от "копейки" до "десятки". Сегодня
две третьих отечественного парка легковушек сделаны в Тольятти.
Другое дело, что по комфорту они не идут в сравнение с западными
машинами, которые за эти годы совершили качественный рывок.
Возможно, на роль народного автомобиля смогут претендовать
перспективные разработки. Так, на смену "шестерке" готовится
новая модель - более надежная и недорогая, назвали ее "Калина".
Проект, по предварительным расчетам, обойдется в 850 миллионов
долларов. Первая серия из 500 машин ожидается в следующем году. А
на смену привычной "Ниве" приходит ВАЗ-2123. Полторы сотни этих
машин были собраны в прошлом году по индивидуальным заказам, а 5
месяцев назад стали сходить с конвейера опытно-промышленного
производства ВАЗа. Серийное производство планируется осуществлять
вместе с фирмой "Дженерал моторс" через два года.
Александр ПЕТРОВ.
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ.
К маленькой двухдверной машине "Ока", юрко снующей в потоке
навороченных иномарок и солидных "Волг", народ уже привык, как в
свое время немцы к "фольксвагенам". Пока это не только самый
маленький "мотороллер с крышей", но и доступный для небогатых
россиян автомобиль, незаменимый для дачников, пенсионеров,
инвалидов...
Между тем и для этой незатейливой модели грядут большие
перемены - к 2005 году набережно-челнинские автостроители обещают
неузнаваемо изменить и внешний вид ее, и внутренний дизайн. Те,
кто побывал на Московском автосалоне, могли лицезреть на стенде
как бы совсем иную марку, имевшую с прежней смутное сходство. От
первой модели "Ока-ВАЗ-1111", сошедшей со сборочного конвейера в
1987 году, экспонат отличается как небо от земли. При сохраненной
максимальной скорости до 120 километров в час и расходе бензина 4
литра на 100 километров пути она по форме приближена к западным
образцам - круглые фары, утопленные подфарники, удлинился бампер.
Да и салон избавлен от лишних углов - приборная панель, баранка,
кресла выглядят, как "хрущоба" после евроремонта. А полное
перерождение народного "жука" наступит, когда следующее поколение
машин будет оснащено новым двигателем.
Евгений УХОВ.
НИЖНИЙ НОВГОРОД.
Многие десятилетия Горьковский автозавод обеспечивал страну
доступными для простых смертных автомобилями, адаптированными к
печально знаменитым российским дорогам. Что же касается большого
расхода горючего, то его прежде просто не считали.
Но вот подорожал бензин, дороги стали получше - на входе в
автозавод вывесили плакат: "Зарплату нам платят покупатели наших
автомобилей!" Команда топ-менеджеров во главе с генеральным
директором Виктором Беляевым сегодня озабочена улучшением
качества машин, прежде всего модели "3110". Мешают огромные долги
перед поставщиками и инвесторами. И все же ставка делается на то,
чтобы, сохранив существующие объемы производства, резко повысить
качество местных авто, сделать их конкурентоспособными. Кузова
уже подвергаются антикоррозийной обработке и окрашиваются в
двенадцать цветов, все больше машин сходит с конвейера с
дизельными двигателями собственного производства, которые
соответствуют международным стандартам Евро-2 и Евро-3.
Правда, когда сойдет с конвейера долгожданная принципиально
новая "Волга" ГАЗ-3111, никто сказать не может. Но ставка
делается и на зарубежных партнеров, в частности, - на концерн
"ФИАТ".
Владимир ДОЛГОДВОРОВ.
07-06-2001, Труд