TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Вместо трех вертикалей - одна в результате реформирования мвд губернаторы теряют контроль над милицией

Итак, реорганизация одной из самых важных силовых структур -
МВД РФ началась. Президент России Владимир Путин подписал указ о
структурном реформировании министерства.
Разговоры о необходимости реформирования МВД шли уже давно.
Еще в бытность министром Сергея Степашина выдвигалась идея
создания единого криминального блока в составе главных управлений
уголовного розыска, по борьбе с экономической и организованной
преступностью. Службу же общественной безопасности намечалось
передать в регионы и содержать ее за счет местного бюджета.
Продвигать идею Степашина в жизнь пришлось сменившему его на
посту министра Владимиру Рушайло. В 2000 году вслед за указом
президента РФ о делении территории России на семь федеральных
округов он подписал приказ о создании федеральных управлений
внутренних дел и формировании единой государственной структуры -
Комитета федеральной криминальной милиции, который был бы нацелен
на борьбу с организованной преступностью и коррупцией в
чиновничьем аппарате. Вобрав в себя самые влиятельные службы
министерства (ГУБОП, управление по борьбе с преступлениями в
области высоких технологий "Р", оперативно-поисковое управление и
управление оперативно-технических мероприятий), такой комитет
действительно стал более эффективным инструментом в борьбе с
преступностью.
Новый министр внутренних дел, видимо, по достоинству оценил
идеи своих предшественников, но в деле обновления своего
ведомства пошел еще дальше.
Известно, что до последнего времени начальники региональных
управлений внутренних дел были как бы слугами двух господ -
центра и губернаторов. Их назначали и снимали исключительно с
согласия местных руководителей. На этой почве между высшим
милицейским руководством и местной исполнительной властью нередко
возникали конфликты. Наиболее затяжной из них, например, связан с
назначением в декабре 1999 года на должность и.о. начальника ГУВД
Москвы Виктора Швыдкина. И мэр Москвы Юрий Лужков, и Московская
городская Дума кандидатуру генерала, рекомендованную руководством
МВД, так и не утвердили.
Согласно реформе, в каждом из семи федеральных округов
создаются главные управления МВД, которые отнюдь не будут
дублировать функции других подразделений министерства в субъектах
Федерации. Их задачей станет координация деятельности, сбор и
аналитическая обработка информации. Что очень важно, назначение
на должность начальника такого Главного управления будет
производиться президентом РФ по представлению министра, а потолок
воинского звания установлен на уровне генерал-полковника.
Скорее всего региональные власти потеряют контроль и над
начальниками местных УВД. Соответствующие поправки вносятся
Госдумой в "Закон о милиции".
В силовом ведомстве вводится система единоначалия. Приказы и
распоряжения по всей вертикали будут исходить от одного
источника, а всю полноту ответственности за ситуацию на местах
будут нести руководители соответствующих подразделений.
Принцип единоначалия, лежащий в основе реформы, по мысли
Бориса Грызлова, позволит не только ликвидировать дублирование в
деятельности федеральных и территориальных органов внутренних
дел, но и будет способствовать укреплению вертикали власти. При
нынешней структуре управления губернскими органами, например,
существует три вертикали: МВД - РУВД, ГУБОП - РУБОП, Комитет
федеральной криминальной милиции - подразделения криминальной
милиции в регионах. И, по словам Бориса Грызлова, нередко
начальник губернского УВД бывал не в курсе, чем занимается на его
территории, скажем, тот же РУБОП. Теперь, согласно реформе, в
субъекте Федерации останется один руководитель - начальник УВД, и
с него будет весь спрос.
В обновленном министерстве предполагается создать три основных
блока, соответствующих трем главным направлениям деятельности МВД
- служба криминальной милиции (в нее войдут ГУБОП, ГУБЭП, Главное
управление уголовного розыска и оперативные подразделения,
способствующие их работе); служба общественной безопасности
(ГУООП, ГИДВВ, паспортно-визовая служба, главное управление
пожарной охраны) и служба тыла, которой будут поручены вопросы
материально-технического снабжения министерства.
Каждую службу-направление будут курировать заместители
министра внутренних дел.
Останутся в структуре МВД и внутренние войска, правда, они
будут сокращены почти на 20 процентов, но, по мысли реформаторов,
станут компактнее и лучше вооруженными. Замечу, что ранее
обсуждалась идея вывода их из состава МВД и преобразование в
национальную гвардию под эгидой Генерального штаба Вооруженных
сил России. Видимо, войска в краповых погонах министру внутренних
дел удалось отстоять.
Что касается Следственного комитета, то, похоже, министр
ратует за создание некой федеральной службы расследований (ФСР),
которая объединила бы следственные органы, имеющиеся в настоящее
время в различных силовых структурах. ФСР, полагает Борис
Грызлов, могла бы "впитать в себя весь актив следствия". Главный
аргумент в пользу подобной структуры, по его мнению, - это
создание "независимой службы, которая может получить собранные
материалы и независимо оценить их результаты".
Вместе с подписанием указа о реорганизации МВД президент
России пообещал увеличить денежное довольствие сотрудников
милиции в несколько раз.
В результате реформирования численность милиции будет
сокращена весьма незначительно, всего на 500 человек, и то - за
счет центрального аппарата министерства.
По имеющимся у редакции сведениям, всего в МВД предполагается
иметь восемь должностей заместителей министра. Два заместителя
уже назначены. Генерал-полковник Евгений Соловьев, пришедший из
ФСБ, курирует кадры и кадровую политику, а Виталий Мозяков,
прокурор из Санкт-Петербурга, возглавил Следственный комитет при
МВД РФ. Назначен также начальник управления собственной
безопасности министерства. Им стал Константин Ромодановский,
перешедший на работу в МВД из ФСБ.
Владимир ЯНЧЕНКОВ.




07-06-2001, Труд