TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Сергей маслов: транснефтепродукт- структура стратегическая

В феврале нынешнего года президентом государственной
акционерной компании "Транснефтепродукт" (ТНП) назначен С.
Маслов, до того руководивший компанией "ЛУКОЙЛ-Интернэшнл".
Сегодня он отвечает на вопросы корреспондента "Труда".
- Сергей Владимирович, "Транснефтепродукт" раньше считался в
какой-то степени закрытой структурой. Расскажите, пожалуйста, что
она собой представляет.
- Компания была создана по решению российского правительства
30 августа 1993 года. Основные ее активы - трубопроводная сеть,
построенная еще в СССР. К началу 2000 года ее протяженность
составила 19,3 тысячи километров. По территории Белоруссии,
Литвы, Латвии, Украины и Казахстана проходят 4,5 тысячи
километров "трубы". Кроме того, в нашу систему включены сто
перекачивающих станций и 4,63 миллиона кубических метров
резервуарных мощностей. Думаю, уже из этого краткого перечня
видно, что "Транснефтепродукт" - структура стратегическая,
играющая весьма значительную роль в обеспечении энергетической
безопасности России.
После распада Советского Союза наша страна потеряла ряд важных
портовых комплексов в странах Балтии. Транзит российской нефти
сейчас осуществляется в основном через нефтетерминалы в
Вентспилсе, Клайпеде и Таллине. Затраты для России за транзит
через эти порты - полтора миллиарда долларов ежегодно.
- Это очень значительная плата. Что-нибудь предпринимается для
сокращения транзитных расходов?
- Да, в целях обеспечения наших национальных интересов при
транзите нефти и нефтепродуктов указом президента страны от 6
июля 1997 года предусмотрено строительство
транспортно-технологических портовых комплексов в городах
Приморске и Усть-Луге, бухте Батарейная, а также развитие
морского порта Санкт-Петербурга.
Разработана концепция развития нефтепродуктопроводного
транспорта до 2010 года. В первую очередь предстоит обеспечить
развитие действующей системы, ее реконструкцию и техническое
перевооружение. Кроме того, рассматриваем вопросы диверсификации
нефтепродуктопроводов и нефтепроводов. Мы намерены увеличить
разветвленность существующей сети, создать новые направления.
- Можно об этом подробнее?
- Назову адреса реконструкции и технического перевооружения
трубопроводов. Это участок от Уфы до Прибоя магистрального
нефтепродуктопровода Уфа-Западное направление. Требуют
реконструкции участки магистралей Самара-Брянск и Стальной Конь -
Западное направление. По этим нефтепродуктопроводам
обеспечивается транспортировка продуктов от Омского
нефтеперерабатывающего завода, из Башкирии, Поволжья и
Центрального района страны к ее западным границам.
Ведутся работы по реконструкции участкам Кириши - Красный Бор
и Красный Бор - Морской порт. Они входят в нефтепродуктопровод
Кириши - Санкт-Петербург, по которому обеспечивается передача
нефтепродуктов на внутренний рынок и на экспорт от Киришского
НПЗ.
В соответствии с принятой концепцией на реконструкцию
нефтепродуктопроводов и их расширение к 2010 году намечаем
привлечь 10 миллиардов 753 миллиона рублей инвестиций.
- За счет чего будет идти финансирование?
- В нашей компании основной источник по текущим расходам
эксплуатации, реконструкции и технического перевооружения -
собственный доход. Предварительная оценка показывает, что эти
затраты до 2010 года составят примерно 68 миллиардов рублей. В то
же время предполагаемая выручка за этот же период будет где-то в
пределах 52 миллиардов. Так что тут, очевидно, потребуется
коррекция тарифной политики. Мы также намерены подготовить
доказательства того, что "Транснефтепродукт" не является
монополистом, а работает в условиях конкуренции, прежде всего с
железнодорожным транспортом.
Для изыскания финансовых ресурсов продолжим оптимизацию затрат
наших организаций, будем активно участвовать в совершенствовании
налоговой системы, развивать другие виды деятельности.
- Расскажите о новых маршрутах доставки нефтепродуктов.
- Основные грузопотоки светлых нефтепродуктов спланированы с
учетом расположения нефтеперерабатывающих предприятий и
конфигурации трубопроводной сети с тем, чтобы обеспечить доставку
к портам Черного моря от Волгоградского, Сызранского,
Саратовского, Уфимского и Омского НПЗ.
- А на Балтику?
- Направление к портам Балтийского моря обеспечат Ярославский,
Пермский, Рязанский, Московский, Киришский НПЗ, а также уфимские
и самарские заводы.
Особо отмечу, что осуществление доставки нефтепродуктов по
всем названным направлениям позволит не только повысить загрузку
действующей сети, но и будет способствовать реализации программы
развития портов России, цель которой - реконструкция действующих
и строительство новых перевалочных комплексов на побережье
Балтийского и Черного морей.
Наша компания намечает строительство нового магистрального
нефтепродуктопровода в южном направлении Сызрань - Саратов -
Волгоград - Новороссийск. Его протяженность составит 1600
километров, а объем транспортировки - 8 - 10 миллионов тонн
нефтепродуктов в год. В северо-западном направлении будем строить
магистраль Ярославль - Солнечногорск - Тверь - Приморск
протяженностью 1400 километров и ежегодным объемом доставки
светлых нефтепродуктов до пяти миллионов тонн. Кроме того,
планируем совместно с ЛУКОЙЛом завершить строительство
нефтепродуктопровода Пермь - Альметьевск длиной 530 километров и
объемом до пяти миллионов тонн в год.
Осуществив эти и некоторые другие планы, мы значительно
увеличим как экспортные возможности, так и число регионов России,
в которые можно поставлять нефтепродукты наиболее экономичным
путем - по трубам. Тут и республики Северного Кавказа, и
Краснодарский край, и центральные, северо-западные области
страны.
- Кто может выступить инвестором столь масштабных проектов?
- Мы уже сделали предложения нашим потенциальным инвесторам -
российским нефтяным компаниям. Реакция хорошая. Такие компании,
как ЛУКОЙЛ, "Славнефть", ЮКОС, "Сибнефть", в целом одобрили наши
инициативы. "Транснефтепродукт" планирует привлекать также
средства сторонних источников, формируются новые инвестиционные
схемы.
Все это в конечном итоге воплотится в создание к 2010 году
разветвленной сети нефтепродуктопроводного транспорта России
протяженностью более 23 тысяч километров с подключением 17 из 25
действующих нефтеперерабатывающих заводов. Пропускная способность
сети и ее востребованность потребителями значительно возрастет,
что в обозримой перспективе позволит транспортировать более 30
миллионов тонн светлых нефтепродуктов.
Георгий ХОХЛОВ.




07-06-2001, Труд