TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

На чью мельницу льют водку? уступив коммерсантам товарные знаки на столичную и московскую, государство потеряло солидную прибыль

В последние недели резко обострилась ситуация на российском
водочном рынке. Сразу в нескольких судах рассматриваются иски,
решения по которым могут серьезно подорвать позиции государства,
и так ослабленные за прошедшие десять лет. Весной прошлого года,
с приходом новой администрации в Кремль, власть начала наводить
порядок на рынке алкогольной продукции. Судя по количеству
судебных исков, кому-то это очень не понравилось. Можно
предположить, что за таким противодействием стоит организованная
и хорошо финансируемая группа людей.
Май 2001 года оказался урожайным на судебные процессы. На
решения правительства, которое наконец занялось наведением
порядка на водочном рынке, буквально обрушился вал исков со
стороны производителей этого популярного продукта. Последнее
десятилетие было для "водочных королей" прибыльным, и, вероятно,
смиряться с усилением роли государства в их "вотчине" они не
хотят. Судебные иски сопровождают практически любое решение
правительства. Иногда создается впечатление, что их инициаторы и
не рассчитывают на победу.
Главное - затянуть реализацию не выгодных для них решений.
Борьба против государства сегодня идет в трех основных
направлениях. В мае прошлого года на свет появилось постановление
правительства об учреждении федерального государственного
унитарного предприятия (ФГУП) "Росспиртпром", подписанное
Владимиром Путиным. Новая структура как раз и должна была усилить
позиции государства на алкогольном рынке. В свое распоряжение
Росспиртпром получил крупные пакеты акций тех ликеро-водочных
заводов, что находились в федеральной собственности, а все
остальные ГУПы соответствующего профиля вошли в его состав в
качестве филиалов. В октябре у нового предприятия появился устав,
а Росспиртпром был передан в ведение Минсельхоза.
А весной нынешнего года Минсельхоз и Росспиртпром подписывают
специальное соглашение, в котором обязуются сотрудничать при
разработке и реализации мер, направленных как раз на обеспечение
государственного контроля за производством и реализацией
этилового спирта. Росспиртпром по этому соглашению обещал
министерству техническую и консультационную поддержку. Однако ни
о каком обеспечении контроля за другими предприятиями со стороны
Росспиртпрома в соглашении и речи не шло.
Тем не менее некая компания ЗАО "Союзплодоимпорт" подает в суд
на обе организации с требованием аннулировать несколько пунктов
данного соглашения. Причина - возможное нарушение прав этого ЗАО
как акционера одного из принадлежащих ему водочных заводов ввиду
опять же возможного ограничения его деятельности. И уже 31 мая
2001 г Арбитражный суд Москвы удовлетворяет иск
Союзплодоимпорта, трактуя соглашение совершенно иным образом. По
мнению судьи, распределение квот на закупку спирта между
юридическими лицами не может осуществляться "по согласованию" с
Росспиртпромом. Аргументы юристов Минсельхоза, что о выдаче квот
по "согласованию" с Росспиртпромом и речи не шло ни в соглашении,
ни в каком-либо другом документе, приняты не были. А судья,
совсем в духе "встречного плана соцсоревнования", аннулирует не
только те пункты "соглашения", которые вызвали протест
Союзплодоимпорта, но и все соглашение в целом. В настоящий момент
юристы Минсельхоза готовятся обжаловать решение суда.
Вторая история из этой серии еще более запутанна. Сразу
несколько производителей спирта судятся за отмену "Правил выдачи
квот на производство этилового спирта", утвержденные еще в 1998
году. Правда, обнаружили они, что "Правила" мешают им жить,
только в конце 2000 года. Квотирование производства спирта обычно
не вызывало сомнений ни у кого: зачем производить спирта больше,
чем можно продать или использовать для собственных нужд? Однако
ряд гидролизных и биохимических заводов требуют снять с них
ограничения по производству этилового спирта и спиртсодержащей
продукции. Продать их они все равно не смогут, на это есть свои
квоты. Значит, будут копить... Так что в судах, которые сейчас
также проходят в Москве, они участвуют, похоже, из чисто
спортивного интереса.
Но есть еще одна история, которая может объяснить
возникновение всех предыдущих исков. И об этой истории, в которой
довольно нехитрым способом знаменитые марки отечественной водки
оказались не в руках государства, а у коммерческой фирмы, стоит
рассказать подробнее. Сегодня каждая бутылка с наклейкой
"Столичная", "Московская", "Русская" или "Кубанская" и многие
другие приносит неплохой, стабильный доход. И если раньше эти
деньги десятилетиями текли в государственную казну, то теперь ими
пользуются коммерсанты.
По оценкам экспертов, стоимость торговой марки водки
"Столичная" или "Московская" составляет приблизительно 400
миллионов долларов. Это если продать. А если использовать? То
есть продать не саму марку, а лишь право наклеить на определенное
количество бутылок этикетки с соответствующим названием?
Получается практически неиссякаемый источник дохода... Причем
вложения в уже "раскрученный" брэнд минимальны.
В середине 60-х годов было создано Всесоюзное внешнеторговое
объединение "Союзплодоимпорт" (ВВО СПИ), которое было призвано
заниматься импортом продуктов из-за рубежа, а также экспортом
того, чем славился Советский Союз, - водки, коньяков,
шампанского, множества вин. Довольно быстро, но и не без
существенных вложений советской стороны, "Столичная" и
"Московская" вышли на международную арену, завоевав довольно
существенную долю рынка.
Несколько десятилетий ситуация развивалась поступательно,
товарооборот рос, появлялись новые марки русской водки и горьких
настоек. Для охраны отечественных брэндов за границей они были
переданы в пользование ВВО "Союзплодоимпорт", при этом
отечественные заводы, естественно, выпускали продукцию для
внутреннего рынка с соответствующими наклейками совершенно
"беспошлинно".
А потом началась перестройка... И в 1991 году образуется
внешнеэкономическое акционерное общество (ВАО) "Союзплодоимпорт".
Название совпадает до буковки, но... Несмотря на то, что в уставе
вновь образованного ВАО и указано, что оно является
"правопреемником ВВО", последнее не было ликвидировано. Более
того, никакого имущества (в том числе прав на товарные знаки)
"старый" Союзплодоимпорт "новому" не передавал. Но время было
темное, и ВАО стало пользоваться собственностью (а это и здания в
Москве, за рубежом, автотранспорт и, конечно, торговые марки
водок, шампанского и вина), как своей.
Несколько лет ВАО (с 1996 г - ВЗАО, т.е. "закрытое", с апреля
1998 г - ВОАО, соответственно "открытое" акционерное общество)
"Союзплодоимпорт" продолжает работу на внешнем рынке, занимаясь в
основном защитой прав на зарегистрированные торговые марки за
рубежом. Собственность компании уже нельзя назвать
государственной. Среди акционеров - несколько водочных заводов и
некое ТОО "Имплод". Вообще при создании ВАО "Союзплодоимпорт" в
качестве одного из акционеров выступало и ВВО "Союзплодоимпорт".
Но уже в 1993 году ВВО из списка акционеров исчезло, уступив
место этому самому ТОО "Имплод", учредителями которого стали
несколько бывших сотрудников ВВО...
А в 1997 году к руководству ВЗАО "Союзплодоимпорт" приходит
Юрий Шефлер, имя которого часто возникало рядом с именем
тогдашнего замминистра сельского хозяйства и продовольствия
Леонида Холода. И 9 января 1998 года Союзплодоимпорт продает
права на известные винно-водочные торговые марки ЗАО
"Союзплодоимпорт". Да-да, присмотритесь к названиям, исчезла лишь
одна буква "о", а какая разница по сути! Союзплодоимпорт тогда -
крупная фирма, фактически владеющая экспортным рынком российской
водки. И ЗАО "Союзплодоимпорт" - фирмочка с минимальным уставным
капиталом. А кто учредители? Некое российское ЗАО "Элери" и
небольшая американская компания "Интеркэтрин груп, Корп".
И вот такое "авторитетное" ЗАО покупает оптом (43 позиции!)
торговые марки русской водки и вин, в которые страна вкладывала
десятилетиями средства, репутацию которых поддерживала деньгами и
судебными процессами. Все эти широко известные брэнды продаются
за... 1,7 миллиона рублей, или 300 тысяч долларов. А теперь
вспомните, сколько на самом деле стоит только один такой товарный
знак...
Дальнейшая судьба Союзплодоимпорта не столь интересна.
Сегодня, после многочисленных смен собственников, руководителей,
адресов и названий, это предприятие уже называется ОАО "Плодовая
компания", в штатном расписании прошлого года - 5 человек (в 1997
г было 114)...
А что же Шефлер? А он становится "у руля" того самого
Союзплодимпорта (без буквы "о"). Того, который так дешево
приобрел многомиллионные водочные брэнды и сейчас активно судится
с Министерством сельского хозяйства по поводу соглашения с
Росспиртпромом.
Наступает 2000 год, в стране меняется президент. Меняется и
отношение к государственной собственности. В марте 2000 года
В.Путин издает распоряжение, в котором приказывает
соответствующим министерствам и ведомствам разобраться с
государственной собственностью на популярные водки и вернуть
доходы от использования торговых марок в казну.
В правительстве проходит с интервалом в месяц два совещания,
посвященных проблеме водочных брэндов. В марте 2000 года на
совещании даются указания МВД, Минимуществу, Минюсту и другим
ведомствам разобраться с незаконной передачей брэндов,
восстановить деятельность государственного предприятия ВВО
"Союзплодоимпорт" (оно не было ликвидировано, хотя его имущество
и использовали другие фирмы)...
Проходит месяц, совещание собирают в другом составе. В апреле
в совещании уже участвует Шефлер (как представитель
"Союзплодоимпорта"). И решения принимаются совсем иные. Вопрос
права на торговые марки вообще не обсуждается! Идет разговор о
повышении качества водки и возможности решения вопроса о
"платности предоставления права на производство продукции с
отчислением получаемых при этом средств в бюджет"... Причем
отчислять будет ЗАО Союзплодимпорт. Про зарубежную торговлю - ни
слова... В обоих совещаниях принимает участие Леонид Холод.
А теперь вот пошли иски, по сути, тормозящие уже начавшийся
процесс возвращения марок. Испытывает серьезные затруднения и
возобновившее свою деятельность ВВО "Союзплодоимпорт".
В ауле Хабез, что в Карачаево-Черкесии, к примеру, некая Асият
Хизировна Аргунова, акционер ОАО "Плодовая компания", подает
жалобу в суд, в которой просит признать восстановление ВВО
"Союзплодоимпорт" незаконным. Печать не прошла мимо такой
любопытной детали: один из активных фигурантов скандального дела
Федеральной продовольственной корпорации (ФПК) Назир Хапсироков
родом именно из этого аула. С именами Хапсирокова, Егиазаряна и
Холода некоторые связывают скандал вокруг ФПК, когда из бюджета
уплыло почти 70 миллиардов рублей. Совпадение ли то, что жалоба,
ставящая палки в колеса возвращению госсобственности, подана в
Хабезе?
А пока суд да дело, Леонида Холода, ныне работающего
заместителем председателя Комитета по рыболовству, прочат на пост
главы Минсельхоза... Если это назначение случится, можно,
думается, с большой долей вероятности предположить, что усилия
государства по возвращении в свою собственность традиционных
водочных брэндов могут существенно ослабнуть, а то и сойти на
нет. Тем более что руководитель ЗАО "Союзплодоимпорт" уже
пообещал продать за рубеж эти самые марки. Тогда не исключено,
что права на производство "Русской" водки мы будем покупать
где-нибудь в Нидерландах...
Дмитрий СУЗДАЛЬЦЕВ.




07-06-2001, Труд