TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Осиротевший комбинат попав в кризисную ситуацию, металлургический гигант лишился собственника

Недавно состоялось годовое собрание акционеров ОАО "Носта"
(Орско-Халиловский металлургический комбинат), на котором был
избран новый состав совета директоров предприятия. Из одиннадцати
членов совета пятеро работают сегодня или работали прежде в АКБ
"Автобанк", а также дружественном ему банке "ВДНХ". Подобные
результаты выборов вполне закономерны: по данным журнала
"Эксперт", 54 процента акционерного капитала НОСТА принадлежит
Автобанку и связанным с ним структурам. Между тем незадолго до
собрания акционеров приключилась почти детективная история...
Пресс-служба АКБ "Автобанк" выступила на страницах центральной
прессы с заявлением, из которого явствует, что данное кредитное
учреждение не является собственником Орско-Халиловского
металлургического комбината, ныне известного как ОАО "НОСТА".
Нет, дескать, такого юридического лица в реестре акционеров
комбината, и все тут. Ни сам банк, ни структуры, в которых он
является акционером, никогда не владели ни одной акцией НОСТА.
Банк действительно связан с комбинатом, но только самыми
невинными - клиентскими отношениями, а у нас таких клиентов
несколько десятков тысяч. Вот смысл заявления московских
банкиров.
Это сообщение вызвало недоумение у знатоков металлургической
отрасли и легкое замешательство в Оренбургской области, где
расположен комбинат. Два года здесь все пребывали в полной
уверенности: Автобанк является одним из основных инвесторов и
собственников НОСТА. В сентябре прошлого года в интервью газете
"Южный Урал" заместитель губернатора области по промышленности
Борис Плохотнюк рассказал о том, как Автобанк скупал акции ОАО. И
вдруг как гром среди ясного неба: в списках не значится!
Авторы заявления, очевидно, забыли, что председателем совета
директоров НОСТА является Андрей Андреев - член наблюдательного
совета Автобанка, и именно как его представитель он, в частности,
неоднократно участвовал в переговорах с руководством региона.
Например, на совещании с участием губернатора области Алексея
Чернышева, состоявшемся на комбинате в апреле прошлого года, А.
Андреев рассказывал о том, какая хорошая жизнь наступит на
комбинате. Совсем в стиле последней автобанковской рекламы:
"Условия вас приятно удивят!" Проходит год, и уже в нынешнем
апреле губернатор приезжает на комбинат, и снова А. Андреев в
качестве представителя нынешних хозяев НОСТА говорит о
заинтересованности Автобанка в сотрудничестве с областной
властью.
На днях, словно спохватившись, банковские пиарщики теперь уже
совместно с коллегами из НОСТА выступили с новым заявлением. Из
него следует, что г-н Андреев заседает в наблюдательном совете
"на общественных началах" - как говорится, из любви к искусству.
Либо руководители региона пребывают в полном неведении и
совершенно не представляют, с кем, собственно, имеют дело, либо
господин Андреев успешно водит за нос ответственных оренбургских
товарищей, выступая от имени столичного банка, не имея на то
полномочий.
Но если не возбуждать обидные подозрения по поводу уважаемых
людей из Москвы, Оренбурга и Новотроицка, если отбросить версию о
том, что под именем г-на Андреева скрывается неведомый
злоумышленник, то придется признать, что пресс-служба Автобанка
скорее всего лукавит. Из того же заявления пресс-службы можно
узнать о том, что "в управлении металлургическим комбинатом банк
участия не принимает". Позвольте, а кто же тогда назначил
гендиректором комбината Андрея Великанова? В свое время
губернатор Оренбуржья Алексей Чернышев предъявлял претензии
именно к Автобанку, который долго не мог найти для предприятия
подходящего руководителя.
Между прочим, сам Великанов, как следует из его интервью
газете "Южный Урал", еще 16 мая текущего года был искренне уверен
в том, что Автобанк является одним из основных собственников
металлургического гиганта. Не прошло и двух дней после
публикации, как подчиненные Великанова опровергли слова своего
гендиректора. При этом, как водится, во всех грехах обвинили
прессу, которая, дескать, неверно освещает взаимоотношения
Автобанка и НОСТА. При этом ни одного имени названо не было, что
весьма логично. В противном случае это было бы уже не рассуждение
о прессе вообще, а обвинение конкретных лиц в грубом нарушении
закона, которое выразилось в недостоверной публикации
высказываний вице-губернатора и гендиректора НОСТА.
И вот что еще странно. Заявления о непричастности Автобанка к
ОАО "НОСТА" и о недобросовестности газет делаются только сейчас.
Ведь еще год назад пресса рассказала о конфликте между тогдашним
гендиректором НОСТА Павлом Гуркаловым и акционерами, в качестве
которых назывались Автобанк и компания "Стилтекс". По
свидетельству газеты "Коммерсант" еще в начале 2000 года
представители Автобанка договорились с губернатором области о
том, что областная администрация не будет препятствовать
увольнению Гуркалова. В то время никто не пытался опровергать
подобные факты. А теперь в течение всего трех недель делается два
громких заявления на одну тему: НОСТА - всего лишь клиент
Автобанка. Что бы это значило?
Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: упомянутое
сообщение пресс-службы появилось вскоре после того, как из
Оренбурга стала поступать информация о резком ухудшении ситуации
на комбинате. Правда, в НОСТА с такой оценкой не согласны.
Директор по экономике Артур Маркарян утверждает, что на
предприятии нет роста кредиторской задолженности. Однако по
данным, которые недавно привел глава региона А.Чернышев, долги
ОАО за первые три месяца этого года выросли с 2 млрд. до 4,4
млрд. рублей. Г-н Маркарян уверяет, что высокая задолженность -
не проблема для НОСТА. Между тем, по сведениям областной
администрации, в первом квартале она вдвое превысила показатель
объема производства. Кроме того, как сообщил губернатор
Оренбуржья, общая недоимка НОСТА по платежам в областной бюджет
по состоянию на 1 апреля превысила 1,7 млрд. рублей.
Нынешний гендиректор комбината А. Великанов трудности
признает, но объясняет их сложным положением на рынке черных
металлов и жесткой конкурентной борьбой. "Мы начинаем терять свои
традиционные рынки", - патетически восклицает г-н Великанов.
Однако еще совсем недавно, во втором и третьем кварталах прошлого
года, комбинат, по свидетельству вице-губернатора Б. Плохотнюка,
набирал обороты. Никаких радикальных перемен с того времени в
металлургической отрасли не произошло. И уж совсем невозможно
объяснить изменением рыночной конъюнктуры стремительный рост
задолженности НОСТА.
А объяснения искать придется, в том числе и руководству
области. Ведь предприятие является градообразующим для
Новотроицка и Орска и бюджетообразующим - для всего региона.
Объясняться придется и с партнерами, и поставщиками комбината.
Впрочем, некоторые из них уже потеряли надежду вернуть свои
деньги. Компания "Юниверсал Металл" из Санкт-Петербурга
обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о
признании ОАО "НОСТА" банкротом. 4 мая 2001г суд, рассмотрев
предоставленные кредитором документы, признал их достаточными для
возбуждения производства по делу о несостоятельности. 19 июня
состоятся слушания по этому делу.
В подобной ситуации возникает закономерный вопрос: кто
виноват? Ответ очевиден. Кризис на предприятии разразился зимой
после того, как группа "Стилтекс" - один из акционеров НОСТА -
ушла с комбината и, по выражению вице-губернатора Б. Плохотнюка,
"оставила Автобанк в гордом одиночестве". Но профессионально
руководить металлургическим комбинатом у столичных банкиров, как
видно, не получилось. И вот пришло время для автобанковцев нести
всю ответственность за критическое положение дел на комбинате. А
кому охота взваливать на себя подобное бремя? Потому, очевидно, и
решили в Автобанке заблаговременно заявить что-то вроде того, что
"не был, не состоял, не участвовал". Получилось неубедительно.
Игорь Абрамов.




07-06-2001, Труд