Незастрахованный юбилей мап возбудил дело в отношении жасо
ОАО "Железнодорожное акционерное страховое общество" (ЖАСО)
намеревалось достойно отметить своего рода юбилей успешной работы
на рынке страховых услуг Десятилетие в условиях кризисной
нестабильности-серьезный возраст. За это время найден свой
клиент, завоевано доброе имя, создан мощный потенциал дальнейшего
развития.
Но настоящего праздника, заслуженной "величальной" не
получилось. Накануне Министерство по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства (МАП) возбудило в отношении ЖАСО
дело о нарушении антимонопольного законодательства. Хоть и с
хорошим настроением начал пресс-конференцию, посвященную юбилею,
генеральный директор ОАО "ЖАСО" Владимир ИВАНОВ, но в дальнейшем
его приподнятая тональность уступила место "самозащите".
В дороге случиться может всякое. Бывает, ради развлечения
хулиганы-подростки бросают камни в окна проходящих поездов. Или,
скажем, у пассажира - острый приступ аппендицита. Да еще в чужой
стране. Почти в 15 тысяч долларов обошлась одному нашему туристу
в Сенегале операция и транспортировка домой. Самые причудливые
формы приобретает мошенничество при перевозке ценных грузов. В
экстремальные ситуации, связанные с авариями и крушениями,
попадают даже VIP-пассажиры СВ-вагонов.
Одним словом, в любом путешествии есть доля риска. "Знал бы,
где упасть, - соломку подстелил бы". Вот такой "соломкой" при
несчастных случаях или внезапном заболевании в турпоездках,
командировках и является страховой полис.
Страховое общество ЖАСО создано в 1991 году. На рынке России
оно стало первой кэптивной (т.е. ведомственной) страховой
компанией в железнодорожном транспорте. Его основными акционерами
являются железные дороги, предприятия и учреждения отрасли.
Уставный капитал - 12 млн. рублей.
ЖАСО сделало ставку на развитие массовых, широко доступных,
социально значимых видов деятельности. Основные усилия оно
сконцентрировало на страховании грузов, пассажиров, имущества и
оборудования железных дорог, а также самих железнодорожников.
Это ОАО успешно выполняет роль координатора железнодорожных
региональных страховых компаний с общим объемом страховых взносов
более 1,3 млрд. рублей в год. В настоящее время практически на
всех отделениях дорог по всей территории страны работают около 15
тысяч штатных и внештатных сотрудников.
- И вот сегодня, когда мы заявили о себе как компания,
способная сформировать единый подход к страхованию на железных
дорогах страны, - сказал гендиректор ОАО "ЖАСО" Владимир Иванов,
- именно в этот момент МАП пытается нашу единую, целостную,
крепкую структуру перекроить в пестрое лоскутное одеяло мелких,
маломощных, практически никому не известных страховых компаний.
Фактически обреченных на гибель.
По словам В.Иванова, такие прожекты возникают не сами по себе,
их инициируют. "Определение" о возбуждении дела - инициативный
документ самого МАПа. Его появление не связано с какими-либо
официально представленными и приданными гласности предложениями
других участников страхового бизнеса. Чиновники министерства и не
скрывают, что инициатива разбирательства принадлежит им.
Гендиректор ЖАСО считает, что МАП такими своими действиями
дает повод некоторым компаниям обращаться в это министерство как
в своего рода "стол заказов". В данном случае, полагает он,
выполняется заказ определенной страховой компании.
- Разумеется, мы прекрасно понимаем, - заметил В.Иванов, - что
неприятности посыпались на нас не из-за юбилея как такового, но
"подарочек" к нему мы, конечно, вынуждены принять. Как и
предписывается "определением", в установленные сроки нами будут
предоставлены копии всех затребованных документов. Само собой,
представители ЖАСО 15 июня примут участие в рассмотрении дела.
Вместе с тем гендиректор в жесткой форме заявил, что
возбуждение данного дела не имеет достаточных юридических
оснований, оно просто незаконно.
Обязательное страхование осуществляется в соответствии с
Указом президента Российской Федерации "Об обязательном
страховании пассажиров". Страховой взнос составляет 2 рубля 30
копеек (дешевле газеты!).
Существует документ этого же министерства - приказ от 6 мая
2000 года N 340-а "Об утверждении порядка определения
доминирующего положения участников рынка страховых услуг", в
котором доминирование определяется как предмет рассмотрения
антимонопольного законодательства. При установлении доминирования
антимонопольный орган наблюдает за этими объектами.
Если бы МАП последовательно следовало собственным
предписаниям, то оно не должно было относить ЖАСО к категории
"доминирующих страховщиков". Положение страховщика признается
доминирующим, если его доля за отчетный период превышает на
федеральном страховом рынке 10 процентов или на региональном - 25
процентов. Процент же добровольного страхования, осуществляемого
ЖАСО, значительно ниже установленного приказом МАПа.
А.Иванов привел ряд цифр. В 2000 году по всей сети железных
дорог было перевезено 123 327 тыс. пассажиров, застраховано в
ЖАСО 7062 тыс. человек - значительно ниже, чем 10 процентов. Это
явно не монопольное положение.
Что касается страхования вагонов с грузами и контейнеров, то
здесь лидирует Ингосстрах. "Но почему-то претензии предъявляют к
нам, а не к этой крупнейшей отечественной компании, - недоумевал
глава ЖАСО. - Очевидно, дают себя знать антимонопольные двойные
стандарты".
Гендиректору ЖАСО не хотелось бы, чтобы разбирательство в МАПе
превратилось в Шемякин суд.
- Для нас в действиях министерских работников никакой загадки
нет, - заявил В.Иванов. - По сути, "антимонопольщики" преследуют
две цели, о которых вслух не говорится.
Первая - в преддверии надвигающейся реорганизации
правительства им необходима демонстрация своей востребованности.
Объектом прессинга этого органа стала одна из трех естественных
монополий - МПС России и его структуры. И в самом деле, нарочитая
"крутизна" организаторов и исполнителей давления на
гиганта-монополиста не останется незамеченной. Но в силу своей
необоснованности и немотивированной поспешности это давление
выглядит весьма брутально.
Вторая - по всей вероятности, некоторые представители
антимонопольного министерства не прочь поучаствовать в возможном
переделе страхового рынка в связи с предстоящим вступлением
России во Всемирную торговую организацию (ВТО), когда будет
открыт доступ для иностранных страховщиков.
При всех плюсах этого важного события оно привнесет на
российский страховой рынок целый ряд опаснейших угроз, вплоть до
возможного полного исчезновения отечественных страховых компаний,
как это уже случилось в ряде стран Восточной Европы и Прибалтики.
Там произошла массовая скупка национальных компаний, и
практически их вообще не осталось. А теперь и в нашей стране
многие частные компании стремятся повысить свою капитализацию
(стоимость), чтобы, когда "откроются шлюзы", провести продажу по
наиболее высокой цене. В этот процесс, вольно или невольно,
втягивается и руководство МАПа.
- Естественно, что такие устремления противоречат
государственному статусу этого органа, - заметил В.Иванов. -
Полное его название - Министерство по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства. Так вот порой складывается такое
впечатление, что некоторые сотрудники как бы не замечают второй
части названия своего министерства и действуют ей вопреки.
В.Иванов напомнил, что основная задача ЖАСО - обеспечение
развития российского бизнеса и отечественного производства. Так,
82 процента поступлений по обязательному страхованию пассажиров
направляется в резерв предупредительных мероприятий. Из него в
1994-2000 годах осуществлялось финансирование Государственной
программы по повышению безопасности движения поездов. Всего на
эти цели было перечислено около 1 млрд. рублей. А это 30
процентов объема финансирования программы. Ее реализация
существенно повлияла на снижение аварийности на железных дорогах.
За период осуществления программы количество крушений снизилось
более чем в восемь раз. Число других нарушений безопасности за
этот отрезок времени уменьшилось почти в четыре раза.
В связи с этим возникает вопрос: куда будут устремлены
денежные потоки иностранных страховиков? На экологию? На
безопасность? Вряд ли. Вероятнее всего, денежные средства,
которые будут получены от наших граждан, будут аккумулироваться
не у нас, в России, а, скажем, где-нибудь в Германии или Англии.
Закончил пресс-конференцию генеральный директор ОАО "ЖАСО"
весьма жестким выводом: "Представители МАПа в угоду своим
политическим пристрастиям мутят воду в прозрачных вопросах".
Александр ИВАНЧЕНКО.
07-06-2001, Труд