Один ум - хорошо, а три лучше партнерство становится серьезной преградой на пути возникновения социальных конфликтов
Сибиряки по этому поводу шутят: нет, мол, у нас, в
Красноярске, Горбатого моста, как в Москве, зато под боком
Транссиб. Перекрой его на полчасика, и завтра о тебе будут
говорить по всем телеканалам:
- И ведь это сущая правда, - признал Виктор Сергеевич
Раткевич, директор краевого союза товаропроизводителей и
предпри-нимателей, когда я задал ему свой вопрос: а так ли уж
эффективна работа краевой трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений в регионе, как об этом говорят? - Не
найди в свое время администрация края вместе с профсоюзами и
работодателями это решение, вдоль Великого сибирского пути нужно
было бы держать круглосуточные милицейские посты.
Сам Виктор Сергеевич как раз и был одним из тех, кто стоял у
истоков трехсторонних соглашений в Красноярском крае, когда в
начале девяностых годов краевые власти, профсоюзы и те, кто
предоставлял людям рабочие места, поняли одно: нужно
договариваться. Трудовые конфликты экономике региона обходятся
гораздо дороже.
Конечно, поначалу получалось не все, как хотелось бы, и каждая
из сторон нет-нет да и "тянула одеяло" на себя. Даже заключение
трехстороннего соглашения на этот год - и то не обошлось без
сюрприза: по настоянию краевой федерации профсоюзов например, в
уже подготовленный для подписания документ был внесен пункт об
обязательстве краевой администрации произвести индексацию
заработной платы учителям не с первого сентября, как это было
сделано в прошлом году по распоряжению губернатора края
Александра Лебедя, а с первого апреля 2000-го, как того требовало
постановление правительства.
- Но когда уже сверстан краевой бюджет, этого сделать нельзя!
- попытался усовестить профсоюзных лидеров Лебедь, уставший
повторять, что, издав такое распоряжение, федеративное
правительство не выделило краю ни копейки для его реализации. А
собственных средств для такого повышения заработка учителям в
краевой казне нет.
Но и профсоюзы края решили от своего не отступать. Так и
разошлись поначалу ни с чем...
Однако, погорячившись немного, профсоюзные лидеры признали
губернаторскую правоту и хоть с опозданием на месяц, но документ
подписали. Потому что в крае давно уже поняли выгоду от
совместного сотрудничества.
Ведь что собой представляет трехстороннее соглашение между
администрацией края, краевой федерацией профсоюзов и краевым
союзом товаропроизводителей и предпринимателей, скажем, на
нынешний год? Это и изменение тарифных ставок бюджетникам края, и
сроки погашения выплаты детских пособий, и в целом вопросы
социальной защиты населения, и его экологическая безопасность
охраны труда и многое другое. По сути дела - это настоящий
годовой план социального развития региона, где каждая из
договаривающихся сторон принимает на себя строго определенные
обязательства.
- Взять, например, последнее, майское, заседание трехсторонней
комиссии, - говорит Виктор Раткевич. - На нем шел разговор о
работе администрации края по регулированию цен на
социально-значимые товары и услуги, а также рассматривался ход
реализации программы по производству комплектующих на
предприятиях города для капитального ремонта электричек. Ну не
действуй мы в рамках трехстороннего соглашения в целом - разве
это было бы возможно?
Действительно, трудно "командовать" в современных условиях
коллективами, большая часть которых - акционерные общества. Но
ведь и о горожанах кто-то думать должен. Взять ту же проблему с
пригородными перевозками: покупка только одной электрички сейчас
обходится железнодорожникам не дешевле 50 миллионов рублей.
Приличные деньги даже для такого не бедного региона, как
Красноярский край. Но где их взять?
А вот отремонтировать "старую" электричку можно в четыре раза
дешевле. И потом она еще полтора десятка лет будет исправно
служить людям. Но кто за это сейчас возьмется?
Возьмутся, если "попросит" трехсторонняя комиссия края:
"Рекомендовать государственному предприятию "Красмашзавод", - это
я читаю решение как раз майского заседания трехсторонней
комиссии, - довести выпуск корпусов тяговых редукторов в течение
второго квартала 2001 года до 28 процентов ежемесячно, а АО
"Красноярский металлургический завод" увеличить производство
поковок моторных осей до 50 штук в месяц". И тут же рекомендации
- руководству Красноярской железной дороги и главному финансовому
управлению администрации края: объединить свои финансовые усилия
для завершения этой работы во втором квартале нынешнего года.
Чтобы как раз успеть к осеннему дачному сезону.
Вот и получается, что одним рабочие места да повышение
занятости обещает это решение, а спешащим на свои приусадебные
участки горожанам - более комфортные условия в пригородных
поездах...
А на очереди уже обсуждение других, не менее важных для края
проблем. Таких, как ход полевых работ, подготовка муниципального
жилья к предстоящей зиме и т. п. В Красноярске уже привыкли к
тому, что ежемесячные заседания "трехсторонки" - это отчасти
похожие на собрания хозяйственного актива в прежние времена,
только без их шумихи и пустословия. По принятому положению от
каждой стороны в ее работе участвуют семь полноправных членов, но
в случае возражения хотя бы одной из сторон решение не
принимается. В этом случае обсуждаемая проблема выносится в
рабочие группы, где прорабатывается во всех тонкостях.
Впрочем, уже само попадание такой проблемы в поле зрения
комиссии многого стоит. Так, например, в ОАО "Красноярскэнерго"
еще с давних времен установилась практика, когда сами энергетики
устанавливали тарифы на так называемую сетевую воду ( ту, что
идет потом в трубы парового отопления). И они доустанавливались
до того, что этим заинтересовались специалисты: а почему так
получается дорого? Не вода, а прямо-таки минералка по трубам в
городе течет...
Энергетики спорить не стали, цену на сетевую воду снизили
вдвое. Но специалисты, откомандированные трехсторонней комиссией,
на этом не успокоились. Заинтересовавшись проблемой, они побывали
на одной из красноярских ТЭЦ и выяснили прелюбопытную деталь:
оказалось, что только 15 процентов воды, поступающей затем для
горячего водоснабжения, проходит на станции химическую очистку.
Остальную энергетики просто добавляют из водопроводного крана. Не
забывая, однако, при этом получать за нее деньги как за прошедшую
стопроцентную очистку. Разве это справедливо?
Теперь этот вопрос значится в повестке дня следующего,
июньского рассмотрения трехсторонней комиссии. И можно не
сомневаться, что решение по нему будет найдено справедливое.
Да разве только для Красноярска? Не случайно поэтому в
феврале, когда подводились итоги работы трехстороннего соглашения
за прошлый год, было принято решение о необходимости создания при
краевой трехсторонней комиссии специального научно-методического
совета по развитию в регионе социального партнерства. Другими
словами, краевые власти вместе со своими партнерами теперь уже не
прочь распространить накопленный опыт в краевом центре и на
другие города и районы края. С тем, чтобы социальные конфликты
разрешались в зародыше, на месте, так, как это и должно быть в
демократическом обществе, в условиях цивилизованного рынка.
Виталий Цветаев.
07-06-2001, Труд