TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Век софроницкого

В день 100-летия великого мастера фортепиано он будто снова
дал концерт в Московской консерватории. Рояль пел, рокотал,
журчал бисерными пассажами. Малый зал то и дело взрывался
аплодисментами, но у инструмента никого не было. Звучали записи
Владимира Владимировича Софроницкого...
В ХХ веке было два великих пианиста: Рахманинов и
Софроницкий... Это не мои слова: так считали Лев Оборин, Яков
Зак, Яков Флиер - сами по себе крупнейшие мастера фортепианной
игры, слышавшие Гофмана, Шнабеля, Игумнова, Рихтера, Гилельса,
Микеланджели, Гульда... Выступившие нынче в любимом зале
Софроницкого его ученики, младшие коллеги говорили об уникальном
даре артиста, проявившемся по-моцартовски рано (с юных лет он
концертировал со всевозраставшим успехом).
- Главным для Софроницкого была не пулеметная,
"индустриальная" виртуозность, распространенная сейчас на
концертной эстраде во всем мире, - сказал народный артист СССР
профессор Николай Петров. - Его целью был выразительный звук,
через который этот подлинный художник фортепиано передавал весь
спектр человеческих эмоций. Софроницкий принадлежал к поколению
учителей - среди них Нейгауз, Гольденвейзер, Файнберг, Оборин,
воспитывавших у своих учеников именно такое ответственное
отношение к звуку как к средству тончайшего художественного
выражения. Притом у каждого из профессоров была своя
исполнительская школа. К сожалению, сегодня это разнообразие
традиций почти утеряно. Играют усредненно, ремесленно, не выжимая
у слушателя и слезинки...
- Не могу себе представить Софроницкого 100-летним стариком, -
призналась ученица мастера, профессор Ольга Жукова. - Даже не
потому, что он дожил только до 60. Владимир Владимирович был
натурой ярко романтической, с огромным масштабом эмоций. Он и нас
так учил: играйте крупно, на весь зал, а не себе под нос,
"курлю-курлю"...
О том, что традиции Софроницкого все же не канули в Лету,
свидетельствовали горячие аплодисменты, которыми публика
наградила и Ольгу Жукову, сыгравшую пьесы Шуберта и Шопена, и
Виктора Мержанова ("Арабеска" Шумана), и Алексея Наседкина (10-я
соната Скрябина - любимейшего композитора Софроницкого), и Юрия
Слесарева (этюды-картины Рахманинова), и Андрея Эшпая, блестяще
исполнившего "под занавес" (в дуэте со скрипачкой Элеонорой
Дмитерко) свои "Венгерские напевы" - сочинение, написанное как
раз тогда, когда будущий автор "Сережки с Малой Бронной" и многих
других популярных мелодий занимался в фортепианном классе
Владимира Владимировича Софроницкого.
Сергей БИРЮКОВ.




07-06-2001, Труд