TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Ничего не добавят добавки? анатолий веледницкий

Нынче все знают, как важно пополнять время от времени "ряды"
микроорганизмов, которые в нас живут и помогают нам жить. Как?
Ну, скажем, с помощью пищевых добавок, которые содержатся в
кефире или йогурте. Увы, не всегда продукты в броской упаковке
идут нам на пользу.
Еще в начале 90-х годов хлеб и молоко были главными продуктами
питания. Каждый человек в СССР "живьем" или в переработанном виде
потреблял свыше литра молока в сутки. Теперь ситуация изменилась
- в продовольственной корзинке первые два места прочно занимают
хлеб и картофель. Молоко откатилось аж на шестое место. Его
производство в России упало по сравнению с 90-м годом на 60
процентов.
Тем не менее спрос на молочные продукты остается достаточно
высоким. В среднем на российскую семью приходится около 3 литров
в неделю. Быстро растет потребление йогурта. Наиболее активные
его почитатели - молодые женщины и дети. Новомодный товар
оттесняет наш национальный продукт - кефир, который предпочитают
люди старших поколений. О том, какие продукты полезны, а какие не
очень, можно ли верить рекламе и чего следует опасаться, мы
попросили рассказать генерального директора Национального фонда
защиты потребителей Александра Калинина.
- Так что, скажите, все-таки лучше - кефир или йогурт?
- Все зависит от того, какой кефир и какой йогурт. Вообще
кисло-молочные продукты укрепляют организм, очищают желудок.
Кефир в нашем организме работает. Он питает ткани и
костно-мышечную систему, укрепляет волосяной покров и зрение. Это
один из наиболее популярных геронтологических продуктов. Поэтому
некогда Политбюро ЦК КПСС несколько раз заседало по поводу
увеличения производства кефира. Это не блажь. 20 лет назад у нас
приобрели патент на производство кефира японцы...
- Можно видеть на телеэкране рекламу, заверяющую, что фирма
производит живые йогурты. А что - бывают неживые?
- Подобного рода реклама - отражение борьбы ведущих фирм за
рынки сбыта. Йогурт пришел на наш рынок в 90-м году. Спустя два
года на одного россиянина приходилось 380 г йогурта в год,
сегодня уже приближаемся к 2,5 килограмма. Хотя далеко еще
отстаем от западных стран. Так, в Германии на одного человека
приходится 13 кг, а во Франции - 14,5 килограмма. Конкуренция
привела к тому, что Франция в борьбе за рынок подала на Германию
в суд. Предмет спора казался, на первый взгляд, сугубо научным -
что можно считать йогуртом. Суд на основании показаний ученых
принял решение, что йогуртом может называться кисло-молочный
продукт, полученный методом естественного сквашивания и
содержащий в своем составе живые микроорганизмы в количестве 10 в
шестой степени на 1 грамм продукта.
Проведенная по инициативе Национального фонда защиты
потребителей экспертиза, в которой участвовали 5 наших НИИ,
показала, что все йогурты у нас хорошего качества и вполне
безопасны. Но далеко не все, если исходить из данного
Люксембургским судом заключения, являются йогуртами. Они не
содержат нужного количества живых бактерий. Тех самых, которые
очищают желудочно-кишечный тракт и продлевают нам жизнь.
А вообще, не надо забывать, что на Западе существует четкое
деление продуктов в зависимости от того, в какие страны этот
продукт предназначается.
- Разве они нам поставляют не те продукты, что едят у себя?
- Представьте себе. У них продукты делятся по разрядам. Первый
- для внутреннего потребления нации. Это продукты высочайшего
качества, с указанием всех показателей. Они нужны, чтобы француз
или немец определенно знал, что это вкусно, полезно, безопасно.
Вторая группа продуктов- это те, что производятся для поставок в
развитые страны. И, наконец, группа товаров для стран третьего
мира, к которым они относят и Россию. В торговой сети мы
встречаем на упаковке такие индексы, которые приняты ЕС и которые
предостерегают потребителя.
- Можете назвать примеры?
- Мы пока не реагируем на индексы. Ну, скажем, индекс Е154 вам
что- нибудь говорит? А он означает, что продукт содержит
компоненты, способные вызвать кишечные расстройства и высокое
артериальное давление. Ракообразующие компоненты содержат
продукты с индексами Е280, Е282, Е283, Е330. ОО - означает очень
опасно, есть вещества, вредные для кожи. Е310 и У311 могут
вызвать сыпь. У320 повышает холестерин. Е626- расстройство
кишечника. Е250, Е251 могут способствовать гипертонии.
По характеру воздействия последствия жуткие, но в небольших
количествах (эффект малых доз) они якобы не опасны. Весь вопрос в
том, где граница между малыми и опасными дозами.
- А зачем вообще нужны такие пищевые добавки?
- Вы приходите в магазин и видите свежее мясо, овощи, фрукты,
которые выглядят так, будто их только что привезли. Различные
стабилизаторы, красители, наполнители помогают сохранить свежесть
продукта, придают ему товарный вид. Пищевые добавки позволяют
внедрять новые биотехнологии.
- Ну а не глядя на индексы, по внешнему виду товара можно
судить о качестве?
- У нас даже вина начали упаковывать в бумажные пакеты, а это
очень вредно. Если к вам относятся уважительно, вам никогда не
предложат напитки в банках. Немец предпочитает немецкое пиво и
только в стеклянной бутылке. Молочные продукты сегодня в Европе
продаются в основном в такой же таре. Все, что высокого качества,
ни в коем случае не продается в упаковке из жести или
ламинированной бумаги.




07-07-1999, Труд