TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Рейд труда север на голодном пайке

КАК ЖИВЕШЬ, ПРОВИНЦИЯ?
Северный завоз был сорван и в прошлом году, и в позапрошлом, и
до этого... Мы уже почти привыкли к сообщениям о тысячах наших
сограждан, оказавшихся на грани холодной и голодной смерти в
суровых широтах.
Ранняя северная зима уже не за горами. Как будет на этот раз?
Сообщают наши корреспонденты.
ИРКУТСК.
.Четыре района области обеспечиваются всеми необходимыми
грузами только по воде, то есть летом. Минимум, который
необходимо доставить на север в период короткой навигации, таков:
более 80 тысяч тонн горюче-смазочных материалов, почти 300 тысяч
тонн угля, около 35 тысяч тонн продовольствия. Однако Осетровский
речной порт на Лене, один из крупнейших в мире, пуст. Грузов нет.
Они должны поступать сюда через Усть-Кутский железнодорожный
узел, но грузовые терминалы пугающе чисты. Значит, нынешняя
навигация вновь будет сорвана из-за отсутствия денег
- Мы радовались, когда знакомились с графиком выделения денег
для северного завоза: 15 миллионов - в марте, столько же - в мае,
- говорит Николай Паленный, председатель комитета по развитию
Севера администрации Иркутской области. - Если бы соблюдались эти
сроки, установленные самим правительством, северный завоз прошел
бы спокойно и организованно.
А пока речники Лены обескуражены: до сих пор не известны даже
объемы завоза грузов на север области и в Якутию.
Алексей КОМАРОВ.
КРАСНОЯРСК.
Из фонда целевых субвенций в край поступила часть средств на
северный завоз - 22 миллиона рублей. Согласно постановлению
правительства РФ, общая сумма, предназначенная для этих целей,
должна составить 94,2 миллиона рублей. Кроме того, Таймыр и
Эвенкия, как субъекты Федерации, рассчитывают получить,
соответственно, 132 и 80,6 миллиона. Вопрос - когда суммы
поступят полностью? - пока остается открытым.
А время идет, навигация на Енисее открылась еще 15 мая,
доставлять груз по малым речкам надо было еще весной. Кроме того,
без денег не может функционировать и речной флот. Каждый год
Енисейское речное пароходство выкручивается как может, вновь и
вновь залезая в долги.
А долгов и так много. Самый злостный неплательщик - Эвенкия.
Деньги, выделенные ей в свое время на северный завоз, ушли "в
неизвестном направлении", а енисейские речники, получается,
поработали бесплатно, в свое удовольствие. И сегодня, даже если
обещанные суммы придут, проблема не разрешится, с их помощью
можно будет закрыть только старый долг
- Речному транспорту, который работает сезонно, - говорит
гендиректор ОАО "Енисейское речное пароходство" Иван Булава, -
необходимо для "раскрутки" навигации получить как минимум 50
процентов средств. Нужны жесткие графики, чтобы без лишних
издержек доставить грузы на быстро мелеющие реки.
Любовь РАК.
НАХОДКА.
Промашки летней навигации прошлого года привели к тому, что
сегодня в корякские поселки Палана и Ивашки топливо приходится
доставлять вертолетами. Винтокрылые машины, по сравнению с
морским и даже автомобильным транспортом, берут "по капле" и мчат
по воздуху за сотни километров, чтобы жизнь в этих двух поселках
не замерла окончательно.
Топлива, доставляемого вертолетами в Ивашки, хватает только на
работу сельской дизельэлектростанции, которая дает свет по шесть
часов в сутки.
Беды Паланы и Ивашек начались еще в мае, когда на котельных и
дизельных электростанциях закончилось топливо. В них сразу же
было полностью отключено тепло, электричество подается по три
часа утром и вечером. В Палане живут 3998 человек, 703 из них
дети. Население Ивашек составляет 1248 человек. В поселках раньше
срока были прекращены занятия в школах, закрыты детские сады.
Леонид ВИНОГРАДОВ.
КОММЕНТАРИЙ.
председателя комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего
Востока Бориса МИСНИКА:
- Нас пытаются убедить в том, что государство слишком много
вкладывает в Север, но это чистейшей воды миф. По итогам
последних лет перечисления северных регионов в федеральный бюджет
вдвое выше всех видов финансовой помощи, оказанной государством
Северу. Эти регионы - доноры российской экономики. Обратите
внимание на цифру: 60 процентов всей валюты, которая приходит в
казну, дает Север. Северяне - а это восемь процентов населения
России - дают свыше 20 процентов совокупного валового продукта. И
если бы, скажем, Ямало-ненецкий и Ханты-Мансийский округа, не дай
Бог, отделились от России, от федерального бюджета - они бы
обеспечивали себя на уровне развитых стран мира. И уж на северный
завоз точно хватало бы. Но они выполняют закон - перечисляют
средства в казну, а казна не возвращает в срок необходимого
минимума.
Есть северные районы, куда не ходит никакой транспорт, а
только две недели в году вода стоит высоко и можно протянуть
баржу. Не уложились в эти две недели - потом вертолетами нужно
завозить или людей эвакуировать. А это в десятки, если не в
сотни, раз дороже.
Все дело в отношении к Северу. Многие чиновники самого
высокого ранга квалифицируют поддержку этого региона как
"гуманитарную помощь" отдаленному краю. А ведь север - не глухая
окраина. 67 процентов территории России (три четверти!) лежит в
северных широтах...
Европейский союз готов вложить в наш Север многомиллиардные
суммы. Для этого от России требуется только одно: инвестор должен
убедиться, что государству Север не безразличен. А что он видит
сейчас? Кто станет вкладывать деньги в город или завод, который
может замерзнуть в любой момент?




07-07-1999, Труд