Новый ответ на старый русский вопрос программа сулакшина позволит стране прийти в себя
ИВАН АРЦЕУЛОВ.
Чем ближе выборы в Госдуму, тем чаще мы будем слышать речи
партийных лидеров, читать агитационные брошюры, вынимать из
почтового ящика вместе с газетами листовки и партийные программы.
К концу предвыборной кампании, когда партий и движений,
претендующих на места в парламенте, будут уже десятки и у
избирателя голова пойдет кругом, встанет вопрос: кому верить?
Привычные, то есть набившие оскомину за последнее десятилетие,
лозунги и фигуры особого энтузиазма не внушают. А у новых партий,
у много и легко обещающих лидеров Бог знает что на уме...
В канун предвыборной кампании избирателю можно дать только
один совет: на обещания не покупаться, а вникать в суть. Есть ли
у политика здравые, свежие идеи о том, как вывести страну из
кризиса, как навести в ней порядок? Есть ли решимость провести
свои идеи в жизнь? Чтобы найти ответы на эти непростые вопросы,
надо изучать не агитационные листовки, а предвыборные программы.
Опубликованная недавно (еженедельник "Век", ј 24, 1999)
программа Российского движения политического центризма (РДПЦ),
которым руководит депутат Госдумы Степан Сулакшин, может привлечь
внимание всех, кто еще надеется пожить в нормальной России -
сильном цивилизованном государстве, не раздираемом кризисами и
политическими дрязгами.
Похоже, что Сулакшин, отметивший в нынешнем году десятилетие
своей политической деятельности, тщательно обдумал свои идеи,
прежде чем решил публично заявить о себе и своих
единомышленниках.
Первое, что привлекает внимание в программе РДПЦ, - внимание к
человеку. Она провозглашает "достойный уровень жизни большинства
граждан Российской Федерации, обеспечиваемый трудом". И не
случайно общественно-политический строй, который РДПЦ видит
идеалом для России, Сулакшин называет человекоцентризмом. При
этом он не боится произнести вслух то, о чем его коллеги по
политическому цеху умалчивают.
Программа РДПЦ говорит и о "смене курса реформ", и о
необходимости эволюционного перехода к новому курсу, и о
последовательности преобразований. Ведь все сразу и с
максимальной амплитудой реформировать нельзя. А диагноз,
поставленный нашей историей последнего десятилетия ("Страной
управляли из-за рубежа в интересах иных держав"), предлагает
трудный, но, видимо, единственный выход: положить конец
"финансовой политике, проводимой под давлением МВФ". О
серьезности планов РДПЦ свидетельствует и намерение сформировать
кадровый корпус, который должен претворять в жизнь идеи движения
в случае его успеха на выборах.
Дважды в программе Сулакшина возникает тема, которую условно
можно назвать как собирание лучшего. Подчеркнуто, что история
страны дала много поучительных уроков, и, не страдая
идеологической зашоренностью, из всех ее периодов следует взять
все позитивное, созидательное и прогрессивное. И "РДПЦ предлагает
народу и стране общественно- политический строй, который
соединяет все лучшее, что дали человечеству в своем историческом
соревновании различные общественно-политические и социально-
экономические уклады". Понимание смысла этих тезисов, пожалуй, и
дает ключ к разгадке той роли, которую может сыграть в
современной России политический центризм.
На первый взгляд, программа РДПЦ ставит почти невыполнимую
задачу: ведь "лучшее", как составная часть той или иной
политической или общественной системы, было неразрывно связано с
"худшим". Достоинства были нередко оборотной стороной
недостатков. Можно ли собрать лучшее будущее из этого
своеобразного исторического и политического конструктора?
Возможно, и сейчас причины российского кризиса таятся не
столько в исторических, экономических или геополитических
обстоятельствах, сколько в духовном разладе, переживаемом
обществом и его политиками? Увы, за последние десять лет нас
приучили думать, что демократы и патриоты (в истинном, а не
узкопартийном понимании этих слов) - чуть ли не непримиримые
враги. И надо обязательно пожертвовать одними ценностями ради
торжества других.
Программа РДПЦ предлагает принципиально иной путь: не
отвергать одни здравые идеи во имя других лишь по политическим
признакам, а синтезировать их и созидать новую Россию как страну,
основанную на демократических и патриотических
государственнических идеалах. В этом, видимо, и состоит смысл
политического центризма по Сулакшину: его РДПЦ - не просто те,
кто по разным причинам ушел из "правого" и "левого" лагерей, а
"третья сила", исповедующая здравый смысл центризма, объединение
на его основе.
В конечном счете именно вопрос о синтезе, гармоничном
сочетании порядка и свободы, любви и уважения, прав личности и
есть основной вопрос многовековой русской истории.
07-07-1999, Труд