TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Роковая любовь вертинского

ВАЛЕНТИНЕ САНИНОЙ ПОСВЯЩАЛ РОМАНСЫ АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ, А
НАРЯДЫ С ЯРЛЫКОМ ЕЕ ФИРМЫ "ВАЛЕНТИНА" НОСИЛИ ГОЛЛИВУДСКИЕ
"ЗВЕЗДЫ".
О Валентине Саниной ходили легенды. Редкий мужчина не терял
дара речи от ее неземной красоты, русых с легкой рыжинкой волос,
утонченных манер, необузданного - то солнечно-радужного, то
грозового характера. "Она обладала каким-то невероятным
магнетизмом, который сейчас встречается крайне редко. Таких, как
она, в начале века называли роковыми женщинами", - рассказывал
мне знаток и историк моды, автор книги "Красота в изгнании"
житель Парижа Александр Васильев.
Дата рождения Валентины Саниной окутана тайной. В США, где в
течение 30 лет существовал ее Дом моды, свято верят в то, что
Валентина появилась на свет в Киеве 1 мая 1904 года. Более
глубокое же изучение российского периода ее биографии показывает,
что, скорее всего, родилась она на десять лет раньше, а свой
возраст убавила, когда перебралась на постоянное жительство в
Нью-Йорк. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить детальное
описание сцены знакомства знаменитого певца Александра
Вертинского с Валентиной Саниной, которое произошло в 1918 году в
небольшом артистическом кафе в Харькове.
"Маленький знакомый мне по Киеву суфлер Волынский повел меня в
бар. Было еще рано, часов девять, - писал "русский Пьеро". На
высоком табурете сидела молодая красивая женщина. "Познакомьтесь,
- сказал он. - Валентина Санина". На меня медленно глянули
безмятежно-спокойные, огромные голубые глаза с длинными
ресницами, и узкая, редкой красоты рука с длинными пальцами
протянулась ко мне. Она была очень эффектна, эта женщина. Ее
голова была точно в золотой короне. У нее были раскосые скулы,
красиво изогнутый, немножко ироничный рот. Кроме того, она была
похожа на пушистую ангорскую кошку".
Из описания следует, что Вертинский встретил в 1918 году
именно молодую взрослую женщину, а не подростка, каким она должна
была быть, если бы действительно родилась в 1904 году. Женщину
очаровательную, знающую себе цену, которая к тому времени уже
окончила драматические курсы и выступала на сцене. "Я понял, что
погиб, но без боя сдаваться не собирался, - писал многие
десятилетия спустя Вертинский. - Так же спокойно я разглядывал
ее. На ней было черное, глухое, до горла платье, а на шее висел
на ленточке белый хрустальный крест. К сожалению, меня узнала
публика, и через несколько минут уже окружили актеры, актрисы и
разные люди. Меня тормошили, целовали, обнимали и расспрашивали.
Это была обычная тогда картина моего появления в каком-нибудь
публичном месте.
Когда ажиотаж вокруг меня несколько поутих, Санина, иронично
улыбаясь, сказала:
- И вам не надоело все это?
- Что именно?
- Ну... это... идолопоклонство.
- Разумеется, надоело, - ответил я. - Я вот мечтаю подыскать
себе дублера.
Она рассмеялась.
- Бедненький! - сказала она. - Мне вас жаль. И давно это с
вами?
- О да!.. Уже года три.
Она покачала головой:
- Лечиться надо.
- Чем?
- Не знаю. Чем-нибудь... В монастырь идите. Может, поможет.
- Еще чего! - удивился я. - Пойдемте лучше в зал. Уже
начинается программа.
Мы вышли из бара и сели за столик. Так началась "история моей
болезни".
"Болезни", имя которой была любовь. Скорее всего, она носила
для Вертинского односторонний характер. Несомненно, Валентине
Саниной льстило внимание этой знаменитости, и она была близка с
ним - но только тогда, когда этого хотелось ей. Валентина умела
очаровывать мужчин и держать их на коротком поводке. Вертинский
посвятил золотоголовой прелестнице множество романсов. "Вы стояли
в театре за кулисами", "То не ветер играет терновником". Из
некоторых, таких, как "Послушайте, маленький, можно мне вас
тихонько любить?", "Ты ушла на свиданье с любовником, я снесу, я
стерплю, я смолчу", становится ясно, что отношения с Саниной для
Вертинского были и сладостны, и мучительны. Именно в Харькове
накануне разрыва все в том же роковом 1918 году были написаны
такие строчки:
Это все, что от Вас осталось,
Пачка писем и прядь волос.
Только сердце.
немножко сжалось,
В нем уже не осталось слез.
Все окончилось так нормально.
Так логичен и прост конец:
Вы сказали, что нынче в спальню.
Не приносят с собой сердец.
Сердечная рана, нанесенная Вертинскому, кровоточила еще долго.
Долго он хранил и ее письма. Тридцать лет спустя, уже в 1949
году, Вертинский писал о Валентине Саниной:
Мыши съели Ваши.
письма и записки.
Как забавны.
"незабвенные"слова!
Как Вы были мне.
когда-то близки!
Как от Вас.
кружилась голова!
Как в дальнейшем сложилась судьба "роковой Валентины"? Вскоре
она познакомилась с Георгием Шлеем, предпринимателем и
впоследствии продюсером. В 1921 году выходит за него замуж и
бежит от большевиков сначала в Италию, а затем во Францию, где
несколько сезонов играет в знаменитой труппе Никиты Балиева
"Летучая мышь". В 1923 году супруги оказываются в Нью-Йорке.
Георгий за океаном становится Джорджем и превращается в весьма
удачливого театрального импресарио. Муж и жена вращаются в кругу
бомонда, где по достоинству оцениваются туалеты, созданные
собственноручно Валентиной. В эпоху, когда в моде был
подростковый стиль "гарсон" с заниженными талиями и короткой
стрижкой, Санина стала проводницей женственного стиля длинных
платьев с широкими рукавами и естественной линией силуэта.
Добавьте к этому славянскую красоту и артистичность россиянки - и
вы получите формулу успеха основанного ею Дома моды, который
носил ее имя - "Валентина". Кулон-подвеска в виде хрустального
креста, о котором писал Вертинский, становится фирменным знаком.
Ее клиенты - голливудские "звезды" первой величины - Пола Негри,
Марлен Дитрих, Клодетт Кольбер. Тесная дружба связывает Валентину
с Гретой Гарбо. Общепризнано, что экранный имидж великой актрисы
был создан Валентиной. Именно она придумала для Греты стиль в
одежде, форму шляп, прически.
Правда, как это порой случается в жизни, ближайшая подруга
оказалась коварной соперницей и увела у Валентины мужа. Скандал
был потрясающей силы. Джордж Шлей бросил Валентину и перебрался к
кинозвезде. Надо полагать, что свою роль в этой измене сыграл
тяжелый, властный характер русской красавицы. Уже позже Джордж
сознался приятелю художнику Дмитрию Бушену из группы "Мир
искусства" в том, что Грета Гарбо, особа, по воспоминаниям
современников, весьма своенравная, "была по сравнению с
Валентиной просто ангелом".
До конца своих дней Санина сохраняла ненависть к своей
сопернице. Забавная деталь: Валентина жила с Гретой в одном доме,
но на разных этажах. Так вот, с консьержем у нее была
договоренность, в соответствии с которой тот предупреждал
россиянку о выходах Гарбо: таким образом она избегала случайных
встреч с актрисой в лифте или подъезде.
Дом моды "Валентина" просуществовал до 1957 года - свыше
тридцати лет. В 1950-м она даже выпустила ставшие популярными
духи "Майун" - "Мои собственные". С Вертинским Валентина после
штормовых революционных лет встретилась лишь однажды в Нью-Йорке
в середине 30-х, когда она была в апогее своей славы модельерши,
а он - желанным гастролером. Скончалась Валентина Санина в 1989
году.
Вячеслав ПРОКОФЬЕВ, соб. корр. "Труда".




09-11-2001, Труд