Стресс в зачетке
НЕОЖИДАННЫЙ ВЗГЛЯД ПРОФЕССОРА НА ЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ СЕССИЮ.
Лето - горячая пора для молодых. Только-только отшумели
экзамены выпускные, а на носу уже - приемные в вузы. А дальше -
сменяющие друг друга сессии, зимние и летние...
Около пяти часов пополудни захожу в аудиторию, где с утра
принимали экзамен, а теперь мне проводить консультацию. Там полно
студентов, лихорадочно листающих учебники и конспекты. Духота.
Вряд ли уже кто-то что-то соображает. Даже преподаватель
напоминает боксера в нокдауне - за день проэкзаменовал лишь
половину группы. Смотрю и думаю: кому, спрашивается, нужны такие
мучения? Разве преподаватель, проработавший со студентами
семестр, а то и больше, не знает, кто чего стоит? Или он так
наивен, что полагает, будто можно освоить весь материал за день,
за ночь перед экзаменом?
Многолетний опыт работы в вузах заставляет меня задуматься над
смыслом традиционной процедуры проверки знаний. В эру высоких
технологий, накануне третьего тысячелетия экзамен как напоминал,
так и напоминает средневековую экзекуцию. А главное, очень редко
оправдывает свое назначение...
Но мы настолько привыкли сдавать экзамены, что в голову не
приходит усомниться в их необходимости. Каждый в среднем за жизнь
сдает их 150 - 250 раз. Основную часть - в молодости. А каждое
испытание - это стресс. Медики выдвигают версию, что такие
эмоциональные перегрузки усугубляют риск заболевания раком.
Ведь что такое экзамен, как не механическое воспроизведение
информации, искусственно "закачанной" в оперативную память
студента? И делается эта "закачка" в предельно сжатый период, за
два - четыре дня до экзамена. С той же быстротой память
опустошается.
Зачастую экзамен - урок несправедливости, субъективности,
произвола, поскольку никем нигде не регламентированы сам его
процесс и критерии. За что ставить "отлично", за что - "неуд."?
Сколько дополнительных вопросов можно задавать, какой сложности?
Бывает, из-за одной запятой, которую можно ставить, а можно и
пропустить, толковый абитуриент не попадает в вуз. А "свой"
человек пройдет.
Проверка знаний необходима. Но она должна быть объективным
подведением итога систематической работы студента. Оценить
уровень мышления, выявить способность самостоятельно - а не
переписывая учебники - создать новое, подходить к решению задач
творчески... Лишь тогда из вуза выйдет специалист, которому не
подходит известный анекдот про пришедшего на завод выпускника: "А
теперь забудь все, чему тебя учили - и начинай работать".
Как-то пригласили меня в Германию поучаствовать в выпускной
деловой игре в школе менеджеров авиационного холдинга
"Люфтганзы". Обучение там длится полтора года, вместо выпускного
экзамена - игра, показывающая главным образом способность
будущего специалиста успешно конкурировать с представителями
других авиакомпаний. Ребят вывозят за город, в отдаленное от
всяких соблазнов местечко, и работают они там шесть дней по 10 -
14 часов. Потом каждому выдается характеристика - для
работодателя она важнее оценок, полученных на экзамене.
Были там, кстати, и проигравшие. Но, мне показалось, они даже
остались этим довольны. Ведь "провалились" не в жизни, а в
деловой игре и вовремя поняли, на что способны, а на что - нет.
При желании такие студенты могут пройти курс заново. Или придется
искать себя в другом деле...
Уже несколько лет я тоже применяю в различных вузах систему
деловых учений по менеджменту, маркетингу, экономике. Это не
игры, поскольку мы разбираем реальные ситуации, взятые из
практики конкретных предприятий и фирм. Такая работа
"высвечивает" знания студента куда эффективнее, чем экзамен.
Правда, часто приходится констатировать, что, оканчивая вуз, лишь
немногие оказываются готовы открыть, скажем, свое дело,
возглавить фирму, вывести ее в лидеры. Еще процентов 15 смогут
эффективно работать лишь при условии интенсивного специального
обучения. Остальным надо еще "учиться, учиться и еще раз
учиться".
Но самое печальное то, что именно они, скорее всего, и выйдут
в руководители. А таланты останутся невостребованными.
Между прочим, за рубежом ведущие фирмы заранее "приглядывают"
себе кадры среди студентов. И не просто ждут, когда те окончат
вуз, а поддерживают материально, финансируя нужные фирме
исследовательские работы, которые, по сути, и есть экзамен - но
толковый, глубокий, а не маловразумительная нервотрепка, как у
нас.
07-07-1999, Труд