TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Зил вышел на парад

Это было необычное зрелище: по улицам Москвы ехал новенький,
будто только что сошедший с конвейера ЗИС-110. Тот самый, на
котором привычно направлялся по Арбату в Кремль Сталин. За ним
шли ЗИС-101, представительские лимузины ЗИЛ-111, на которых
разъезжали члены политбюро ЦК КПСС...
Грандиозное шествие было посвящено 85-летию "АМО- ЗИЛ",
которое празднует в эти дни старейший российский автозавод имени
И. Лихачева.
"Машина вождя развивала скорость до 100 километров в час, -
рассказывает начальник отдела конструкторского и
экспериментального производства Иосиф Волошинов. - Замечательная
плавность хода, прекрасная подвеска - и сейчас в нем ездить одно
удовольствие. Но главная особенность автомобиля в том, что каждую
шайбу, каждый болт автомобиля проверяли контролеры НКВД".
А первый камень в фундамент нового завода в Тюфелевой роще
заложили русские купцы братья Рябушинские в 1916 году. И это,
собственно, все, что они успели: сначала строительству помешала
первая мировая, а потом пришел 1917 год... . Но завод все-таки
появился, и спустя восемь лет, в 1924 году, началось производство
грузовиков. Первые полуторки - 10 автомобилей "АМО - Ф-15" вышли
к 7 ноября.
Спустя еще семь лет, в 1931 году, завод, возглавляемый И.
Лихачевым, запустил уже первый в стране конвейер по сборке
грузовых автомобилей. В 1986 году с него сошло 200 тысяч единиц
самого массового грузовика в СССР - ЗИЛ-130. А была еще "Юность",
микроавтобус, намного опередивший время и завоевавший 12 призов,
среди которых был и Большой приз президента Франции. Были десятки
других моделей: пожарные и снегоуборочные машины, пассажирские
автобусы и лимузины представительского класса.
Замыкает парад зиловской техники неброский малотоннажный
"бычок", выпуск которого не дал загнуться бывшему автогиганту при
переходе к рыночным условиям. Заводу повезло - как раз в эти
сложные годы его коллектив возглавил инженер Валерий Носов, много
лет проработавший на ЗИЛе, а затем - несколько лет в Детройте.
Поддержка правительства столицы помогла сохранить
квалифицированный коллектив автомобилестроителей. ЗИЛ выжил и
сегодня принимает поздравления, не прекращая искать свое место на
автомобильном рынке страны.
Анатолий ВЕЛЕДНИЦКИЙ.




07-08-2001, Труд