TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Суд держит крепче якоря

КОГДА ГОСУДАРСТВО ВМЕШАЕТСЯ В РЕШЕНИЕ
СУДЬБЫ ТРЕХ СВОИХ МОРЯКОВ?
Дмитрий ЛАТЫПОВ, соб. корр. "Труда".
В эти августовские дни исполнился год, как три российских
моряка - члены экипажа танкера "Вирго", принадлежащего Приморскому
морскому пароходству, обретаются в канадском городе Сент-Джонс
на острове Ньюфаундленд под подпиской о невыезде.
Капитан танкера "Вирго" Владимир Иванов, помощник капитана
Дмитрий Богданов и вахтенный матрос Михаил Герасименко были задержаны
7 августа в Канаде после трагического инцидента, в результате
которого в международных водах в ночь с 5 на 6 августа затонул
американский траулер "Старбаунд". В момент трагедии в том районе
находились десятки судов. Но почему-то американские следователи
взяли под подозрение именно российское, которое под флагом Кипра
шло своим курсом. Пристрастная, тщательная проверка обшивки "Вирго"
показала, что в ту трагическую ночь танкер не имел столкновения
с траулером. Но, вопреки неопровержимым фактам, американцы упорно
обвиняют российских моряков в халатном управлении судном, которое
повлекло, дескать, гибель трех членов команды траулера. И потребовали
от канадской стороны экстрадиции наших моряков в США. Вопрос
о выдаче россиян американской стороне решается вот уже в течение
года.
В связи с этим вспоминается разговор с бывшим президентом
крупнейшей судоходной компании России - Дальневосточного морского
пароходства Виктором Миськовым. Во времена СССР никогда не стоял
вопрос об аресте русских судов. А ведь инциденты были и посерьезнее
канадского... Что там говорить, уважали тогда нашу державу. А
если и не очень уважали, то побаивались. Даже главари морских
пиратов наказывали своим подопечным не приближаться к советским
судам с целью ограбления. А сегодня канадская сторона может позволить
себе незаконно удерживать трех наших моряков целый год. И еще
неизвестно, как долго продлится странное расследование.
Приморское морское пароходство предприняло все меры для вызволения
моряков. Подключились компетентные российские ведомства и министерства,
квалифицированные адвокаты. Профсоюз моряков "Защита" и жены
трех моряков с "Вирго" направляли письма президенту России с
просьбой заступиться за российских граждан. Письмо в июле было
передано через российское посольство в Оттаве. В нем жены обвиняют
канадскую сторону в незаконном задержании моряков: "Арест наших
супругов является большой несправедливостью, ответственность
за которую несут правительства Канады и США. Мы настаиваем, чтобы
российское правительство вмешалось в решение вопроса"... Неизвестно,
обсуждалась ли участь моряков на встрече министров иностранных
дел России и Канады.
Поэтому неизвестно, сколько еще времени "Вирго" придется ожидать
решения вопроса в далекой Канаде. Им не разрешают работать. Они
обязаны еженедельно отмечаться в полицейском участке и не могут
выехать из города. Долгих двенадцать месяцев моряки находятся
на чужбине, оторваны от семей. Их адвокаты делают все, чтобы
не допустить экстрадиции россиян в США, где им могут предъявить
незаконное обвинение в непредумышленном убийстве.
По мнению юристов, трагический инцидент произошел в международных
водах, и его расследованием согласно международному морскому
праву должны заниматься не канадские или американские власти,
а представители Кипра, под флагом которого шло судно, или России,
гражданами которой являются члены команды судна. В соответствии
с этим положением международного права, российская сторона настаивает
на том, чтобы ее граждан, находящихся в Сент-Джонсе под подпиской
о невыезде, вернули на Родину, а расследование передали компетентным
органам РФ. Однако канадские власти до сих пор официально не
отреагировали на эти требования. В суде города Сент- Джонс прошло
уже восемь безрезультатных предварительных слушаний дела о выдаче
членов экипажа танкера "Вирго" американским властям. В последний
раз слушания были отложены на 26 августа, а вскоре перенесены
на октябрь.




07-08-2002, Труд