ЗА ЧТО МЫ ИХ ТАК ЛЮБИМ? Анри Вартанов
"Я - не интеллигент!" - с вызовом заявил Никита Михалков в
минувший вторник в передаче "Сати" на первом канале. И тут же
дал интеллигентам беспощадную характеристику: "Те, что из-за
занавески окна наблюдают за происходящим в жизни, а затем цепляют
тот бант, который больше соответствует моменту".
Презрительно-разоблачительный пафос мэтра явно относится к
событиям недавнего прошлого. В самом деле, видные представители
творческой интеллигенции, недавно вдохновенно воспевавшие советскую
власть, а потом столь же яростно ее топтавшие - нынче с восторгом
принимают подачки беглых олигархов.
Понятно, что столь резкие характеристики относятся лишь к
отдельным, широко известным личностям, а не к миллионам скромных,
влачащих жалкое существование учителей, врачей, научных работников.
Признаться, ТВ сегодня редко обращается к ним, предпочитая рассказывать
о знаменитостях. И, к сожалению, своими рассказами - прямо или
косвенно - подтверждает безрадостный диагноз нашего широко известного
кинематографиста...
В нынешнюю летнюю пору в эфире, понятно, больше, чем обычно,
передач, посвященных популярным деятелям искусства. В основном
это повторы. В них, впрочем, особенно четко прослеживаются тенденции,
характерные для всего ТВ. В последнее время почему-то не принято
особенно распространяться об общественных и нравственных идеалах
мастеров искусства. (Само понятие "идеал" девальвировано до крайности.)
Не в чести и анализ творческого своеобразия каждого из них, их
художественного вклада. Главный упор телевизионщики делают почему-то
на прежде традиционно презираемые в нашей культуре обстоятельства.
Нетрудно догадаться обо всех этих "почему-то". Наше ТВ (само
сегодня предельно коммерциализированное) как рыбак рыбака видит
издалека тех деятелей искусства, кто достиг финансового благоденствия,
кто успешно стрижет купоны со своей славы, кто активно участвует
в художественном бизнесе. Произведение искусства нынче все чаще
называют "проектом", его финансирование - поиском инвесторов
и спонсоров, ожидание встречи со зрительской аудиторией - промоушеном,
где публике ловко всучивают не всегда нужное ей творение ("творческий
продукт").
Заметьте, с каким едва скрываемым презрением относится ТВ
к тем явлениям отечественной культуры, которые по природе своей
противостоят новомодным тенденциям. В течение месяца по будням
канал "Культура" показывал завершившийся только позавчера цикл
с обнадеживающим названием - "Экология литературы". В тщательно
сделанных часовых программах перед зрителями прошло творчество
замечательных мастеров пера недавнего прошлого и настоящего -
Анны Ахматовой и Николая Заболоцкого, Михаила Шолохова и Юрия
Трифонова, Ивана Бунина и Александра Куприна, Виктора Розова
и Александра Володина, Бориса Васильева и Леонида Зорина...
Но десятки миллионов зрителей, живущих в Москве и Московской
области, этих передач не видели: руководство канала поставило
их на то время дня, когда по "Культуре" вещает "Евроньюс". Для
столичного региона "Культура" начинала свою работу как раз в
тот момент, когда завершалась "Экология литературы". Зато на
том же канале, как и на остальных, в самое лучшее время на минувшей
неделе буйствовали передачи совершенно иного рода...
Невероятно плодовитые Б. Берман и И. Жандарев (ТВС) выдали,
кроме четырех ежевечерних выпусков "Без протокола", еще два фильма:
трехсерийный, посвященный Олегу Янковскому, и двухсерийный -
о его грузинских коллегах Софико Чиаурели и Котэ Махарадзе. Привычка
к ни к чему не обязывающим, подчас пустоватым, пятидесятиминутным
разговорам с вечерними гостями сказалась и в пяти часах повествования
об известных актерах. За это время зрители узнали множество бытовых,
подчас смахивающих на саморекламу подробностей из их жизни, но
так и не поняли (если не знали до того), в чем же состоят особенности
их дарований. И почему их экранное творчество в последние годы
явно затухает.
"Серебряный шар" (ОРТ) в субботу рассказывал о Юрии Богатыреве.
Как нередко бывает в этой передаче, фрагменты ролей и повествование
ведущего составляли два параллельных, почти не пересекающихся
ряда. В. Вульф в привычном своем стиле главное внимание уделял
пикантным подробностям, на сей раз пристрастию актера к "зеленому
змию". Не всегда было понятно, как Богатырев, представленный
законченным алкоголиком, за свою короткую жизнь смог сыграть
такое множество превосходных ролей на сцене и экране.
В воскресной встрече с актрисой Мариной Зудиной ("Приглашает
Борис Ноткин", ТВЦ) нам предложили вариацию на популярные ныне
эротические темы. Тележурналист с настойчивостью, достойной лучшего
применения, допытывался у своей гостьи, вызывают ли спектакли,
в которых она участвует, у зрителей... похоть. Поначалу ошарашенная
таким поворотом разговора, актриса вскоре поняла, что от нее
требуется, и затем уже вполне соответствовала этим запросам...
Своего рода лакмусовой бумажкой обсуждаемой нами проблемы
стал последний выпуск "Момента истины" (ТВЦ). Возмущаясь существенными
изъянами вступившего с 1 июля нового Уголовно-процессуального
кодекса, А. Караулов стал призывать гостя программы, руководителя
"Ленкома" Марка Захарова резко выразить по этому поводу свою
гражданскую позицию. Скажем, в знак протеста задержать на полчаса
начало спектакля. Режиссер - тот самый, который в начале перестройки,
кажется, первым в прямом эфире выступил с предложением о захоронении
тела Ленина, а позже на глазах миллионов телезрителей "мужественно"
сжег свой партбилет, - на сей раз, естественно, смешался и не
поддержал идею тележурналиста...
07-08-2002, Труд