Кто вы, джоди фостер?
САМАЯ ЗАГАДОЧНАЯ ЖЕНЩИНА ГОЛЛИВУДА.
Виссарион СИСНЕВ, соб. корр. "Труда".
Она на виду у самой широкой публики уже более трех с половиной
десятилетий - с трех лет, когда впервые снялась в рекламном киноролике.
У нее уже двое детей и два "Оскара", она успела даже выступить
в режиссерском амплуа, правда, без особого успеха. И все- таки
Джоди Фостер считают самой загадочной фигурой в голливудском
созвездии.
Особенно многих занимает вопрос о ее сексуальной ориентации:
замужем она никогда не была, приятелей - сколько угодно, но кавалеров
рядом не наблюдается. Однако и в пристрастиях к особам прекрасного
пола ее тоже никто пока не уличил, никаких "партнерш" вездесущие
папарацци отследить не сумели, сколько ни старались.
Не бесполая же она, раз родила двоих сыновей, хотя опять-таки
никому не известно, естественным образом или при посредстве "банка
спермы". Сама Джоди говорить на эту тему категорически отказывается,
как, впрочем, и вообще о своей личной жизни. На самом деле ее
и зовут иначе. Это, конечно, не редкость среди актеров, но в
данном случае "фостерведы" усматривают некие корни той таинственности,
которой она себя окружила. Отец бросил ее мать, у которой уже
был сын, еще до ее рождения.
Что было дальше, старший брат Бадди поведал в своей книге
"Приемный ребенок" (фамилия "Фостер" в английском языке имеет
значение "приемный"), вышедшей в 1997 году. Из публикации стало
известно не только настоящее имя звезды - Алисия, но и то, что
в Джоди ее перекрестила мать в честь своей постоянной подруги-лесбиянки,
которую дети называли "тетя Джо". Кроме того, Бадди, не шибко
удачливый киноактер, сообщил, что мать тратила их с Джоди экранные
заработки на свои прихоти и имела взрывной характер.
О сестре он не сказал ни одного дурного слова. Более того,
воздал должное ее артистическому таланту, но Джоди обиделась
за мать (а может, за то, что Бадди вскрыл лесбийские корни в
их семействе) и с тех пор прекратила с ним всякое общение, назвав
его книгу "дешевой попыткой заработать внимание и деньги". В
принципе она была права: если бы не мать, то ни Джоди, ни Бадди
и не увидели бы Голливуда. Родительница, тащившая их на своих
плечах, внесла их и в ту среду, где она чувствовала себя своей
среди своих: работала по части пиара и была "на ты" со многими
влиятельными людьми киноиндустрии.
Но никому и в голову не придет утверждать, что Джоди стала
звездой "по знакомству", хотя такое случалось нередко, когда
речь шла о красивых женщинах. Ее дарование проявилось, когда
она еще была "гадким утенком". Первый раз ее представили к "Оскару"
в 14-летнем возрасте после нашумевшего фильма "Таксист" (1976),
где она сыграла малолетнюю проститутку, а заглавную роль исполнял
уже тогда маститый Роберт де Ниро. Но получила она высшую кинонаграду
в двадцать с небольшим за "Обвиняемого", где Джоди предстала
в облике любительницы веселого времяпровождения, догулявшейся
до группового изнасилования.
Из этого не следует, что она предпочитает роли с сексуальным
уклоном, критики находят у нее склонность играть "сначала дочерей
матерей-одиночек, а теперь - матерей-одиночек". Но это тоже попытка
загнать талантливую актрису в рамки стереотипа. На самом деле
она, давно уже имея возможность выбирать роли по своему усмотрению,
стремится утвердить свою "универсальность", которая почитается
в актерском мире высшим классом. Второй свой "Оскар" Джоди получила
за "Молчание ягнят", где она - сотрудница ФБР (хотя, быть может,
лучше бы она обошла стороной этот "людоедский" фильм ужасов).
Кажется, Джоди и сама пришла к этому выводу, потому что отказалась
сниматься в сиквеле под названием "Ганнибал", где людоеда изображал
все тот же суперзнаменитый Энтони Хопкинс. Хотя кассовый успех
и многомиллионный гонорар были гарантированы, все это досталось
заменившей ее Джулианне Мур. В интервью она постаралась вообще
изобразить этот факт как "малозначительный, не стоящий разговора",
а кинопресса сочла, что Джоди, оберегающая своих детей "от всех
и от всего", не желает, чтобы они потом думали, что ради денег
их мать была готова на все.
Каждое ее появление на экране перечислить невозможно, последнее
по времени значительное - в "Комнате страха". Это такая потайная
комнатка без окон, где она, разведенная женщина с дочерью, прячется
во время бандитского вторжения в ее дом. Постановщик Дэвид Финчер
сказал, что Джоди была идеальным выбором - едва ли кто-то еще
смог бы так заботливо и тактично обращаться с 10-летней Кристин
Стюарт, игравшей ее дочь. По его словам, роль, от которой отказалась
заболевшая Николь Кидман, была переписана для Фостер: "Первоначально
это была довольно беспомощная особа, а Джоди видит себя какой
угодно, но только не беспомощной". Между прочим, по ходу съемок
она обнаружила, что опять беременна. И опять никому не открыла,
кто отец, хотя носит обручальное кольцо...
Она охотно делится творческими планами. Следующим ее проектом,
как она надеется, станет картина о цирковых артистах времен "великой
депрессии". Не скрывает сожаления о том, что не довелось ей,
как другим ребятам, поработать в кафе или разносчиком газет:
детство и подростковые годы она провела в дорогих отелях, в переездах
с места на место. Но категорически не желает что-либо говорить
о трехлетнем Чарли и 10-месячном Кристофере: "Когда-нибудь кто-нибудь
расспросит их самих об их жизни, и они скажут то, что сочтут
нужным. Милости прошу звонить, когда им исполнится по 18 лет".
Говорится с улыбкой, но с интонацией, не оставляющей сомнения
в ее твердости.
...Если у кого-то из читающих эти строки возникает смутное
ощущение, что он слышал имя "Джоди Фостер" в какой-то иной, не
киношной связи, то это не причуда памяти. Джоди неожиданно для
себя обрела еще и другого рода мировую известность в 1981 году,
когда психически неуравновешенный молодой человек Джон Хинкли
возле столичного отеля выстрелом из револьвера ранил президента
Рейгана, а его пресс-секретаря навсегда сделал инвалидом. Хинкли
заявил, что поступил так исключительно для того, чтобы произвести
впечатление на обожаемую им Джоди Фостер...
07-08-2002, Труд